Методические разработки учителя истории и обществознания Беляевой М.Л. КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
ДРЕВНЕГО МИРА
( 5-ый КЛАСС)
Тема урока: Древнее Двуречье.
Цели урока:
Дать описание местоположения
Древнего Двуречья и природных условий
этой страны, рассказать о возникновении
городов – государств в Древнем Двуречье,
продолжить знакомство учащихся с
культурным наследием народов Востока
( мифы и сказания народов Двуречья,
развитие письменности).
Развивать у учащихся способность
сравнивать исторические условия ,
анализировать исторические факты,
делать исторические выводы.
Пробудить интерес учащихся к
истории Древнего мира.
Основные понятия: города
– государства; клинопись.
Оборудование урока: карта
полушарий, « Древние государства мира»,
ИКТ (мультимедиа)
« Древний
Восток. Египет и Передняя Азия».
План урока:
Обобщение знаний, полученных
в ходе изучения темы: «Древний Египет».
Изучение местоположения и
природы Древнего Двуречья.
Образование городов - государств
в Двуречье.
Письменность.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока:
Обобщение знаний, полученных
в ходе изучения темы «Древний Египет»:
Задания учащимся:
Соотнесите даты и события:
Около 5000 г. до н.э.
завоевания фараона;
2600 г. до н.э.
постройка пирамиды Хеопса
3000 г. до н. э.
объединение Южного и Северного
Египта
Давайте, ребята, тоже построим
египетскую пирамиду, но в основе её
будут не
тяжелые каменные глыбы, а
наши знания, полученные в ходе изучения
темы «Древний Египет».
1. Основное удобрение на полях
Древнего Египта (ил).
2. Жилище богов (храм).
Высеченное из скалы существа с
головой человека и телом льва (сфинкс).
Знак для письма в Древнем Египте
(иероглиф).
Наука о планетах и о звёздах,
особенно почитаемая в Древнем Египте
(астрономия).
3. Вопросы учащимся:
1. Почему мы говорим «писать
с красной строки»?
2. Правильно ли мы произносим
имена египетских фараонов?
3. Слово «бумага» на разных
языках звучит очень похоже:
На английском – paper;
На немецком -
papier;
На французском – papier;
На испанском – papel.
Почему эти слова так звучат?
- Давайте решим историческую
задачу и поработаем с картой:
Представьте себе, что по приказу
фараона необходимо перевезти товары
из города Фивы в город Вавилон.
Какие маршруты может выбрать
начальник каравана? Какими знаниями
он должен обладать? Какие расчёты ему
нужно произвести, чтобы выполнить
приказ? (ответы на эти вопросы позволяют
перейти к изучению нового материала).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА:
Учитель напоминает учащимся,
где находится Азия, совместно с учащимися
находит на карте реки Евфрат и Тигр от
истоков до устья.
- Решая историческую задачу,
мы добрались ещё до одной страны Древнего
Востока – Двуречье, или Междуречье.
Почему это государство так называлось?
Работа с картой ( или с картой
на мультимедийном экране):
Почему древние египтяне называли
Евфрат « перевёрнутой рекой»?
Определите местоположение
Двуречья и покажите любую точку в
Восточной Азии.
Как расположено Двуречье
относительно Египта?
Почему эти страны могут быть
названы южными?
- Итак, мы выяснили, что
Египет и Двуречье могут быть названы
южными странами. Земля Южного Двуречья
удивительно плодородна. А почему, как
вы думаете? ( Реки Тигр и Евфрат разливались
так же, как и в Египте, неся плодородный
ил).
С какими трудностями сталкивались
земледельцы Двуречья? ( Разливы проходили
бурно: порою, потоки воды обрушивались
на селения и пастбища, снося жилища
людей, загоны для скота).
Как египтяне боролись с разливами,
и что вы бы посоветовали жителям
Двуречья? ( Строить насыпи вдоль рек;
для орошения полей и садов рыть каналы).
III. –
Ребята, вспомните, пожалуйста, признаки
государства? (наличие верховной власти,
армии, казны, территории, границ и т.д.)
Когда в Египте возникло государство?
(более пяти тысяч лет назад). Почему в
Двуречье государство возникло примерно
в то же время, что и в Египте? (государства
появлялись там, где земледелие становилось
главным занятием).
- В Двуречье долгое
время не было единого государства; на
его территории существовали небольшие
государства, ограниченные границами
города. ( Находим на карте города –
государства Ур, Урук и др.) Город обычно
стоял на берегу реки или канала. По
каналам и плавали из города в город на
судёнышках, сплетённых из гибких веток
и обтянутых кожей.
В Южном Двуречье нет ни
гор, ни лесов, а, значит, не могло быть
строительства из камня и дерева. Дворцы,
храмы, жилые дома – всё здесь сооружалось
из больших глиняных кирпичей. Из глины
лепили фигурки богов и даже писали на
глине.
IV. –
Давайте рассмотрим письменность жителей
Двуречья (стр. 66 учебника). Можно ли эти
знаки для письма назвать иероглифами?
Действительно, жители
Двуречья писали особыми знаками в в
виде клинышков. Значки эти выдавливались
на табличке из мягкой глины концом
специально заострённой палочки.
Клинообразные значки – это особое
письмо Двуречья, клинопись. Попробуйте
и вы написать несколько знаков, (учащиеся
пишут).
- Скажите, легко ли писать
клинописные знаки? Конечно, нет. В
клинописи несколько сот знаков, и
научиться читать и писать не менее
сложно, чем в Египте. Много лет нужно
было заниматься в специальной школе
писцов.
- Давайте рассмотрим эту школу
(работа с рис. Учебника, стр.66) .
Посмотрите, во главе школы
стоял человек, которого почтительно
называли «отцом школы». Старшеклассник,
помогавший проверять учителю глиняные
таблички, назывался « старшим братом».
А один из работников школы назывался
буквально так: « человек с палкой» - он
следил за дисциплиной.
V. Закрепление:
Прочитайте «Миф о потопе»
(стр.65 уч.)
- Почему этот миф возник
именно в Двуречье?
- Почему жители Двуречьяуже в глубокой древности торговали
с другими странами?
VI. Домашнее
задание:
&13, вопросы на с. 66.
ИТОГ УРОКА, выставление оценок.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Вигасин А.А. История Древнего
мира: учебн. для 5 кл. общеобразовательных
учреждений – М.: Просвещение – 2006.
Волкова К. В. Тематическое и
поурочное планирование по истории
Древнего мира – М.: Экзамен, 2006.
Годер Г.И. Задания и задачи
по истории древнего мира. – М.:
Просвщение,1996.
Коган М.А. В глубь веков. –
М.: Просвещение, 2003.
Хрестоматия по истории
древнего мира под ред. Струве В.В. –
М.: Просвещение, 1999.