Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг
18.04.2024
22:08
Категории каталога
Мои статьи [24]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Ваше отношение к нашей школе
Всего ответов: 323
Мини-чат
Официальный сайт школы №6 Сланцы
Главная » Статьи » Мои статьи

Методические разработки учителя истории и обществознания Беляевой М.Л. КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

( 5-ый КЛАСС)

Тема урока: Древнее Двуречье.

Цели урока:
  • Дать описание местоположения Древнего Двуречья и природных условий этой страны, рассказать о возникновении городов – государств в Древнем Двуречье, продолжить знакомство учащихся с культурным наследием народов Востока ( мифы и сказания народов Двуречья, развитие письменности).
  • Развивать у учащихся способность сравнивать исторические условия , анализировать исторические факты, делать исторические выводы.
  • Пробудить интерес учащихся к истории Древнего мира.



Основные понятия: города – государства; клинопись.

Оборудование урока: карта полушарий, « Древние государства мира», ИКТ (мультимедиа)
« Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
План урока:
    1. Обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы: «Древний Египет».
    2. Изучение местоположения и природы Древнего Двуречья.
    3. Образование городов - государств в Двуречье.
    4. Письменность.
    5. Закрепление.
    6. Домашнее задание.

Ход урока:

    1. Обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы «Древний Египет»:
  1. Задания учащимся:
Соотнесите даты и события:
Около 5000 г. до н.э. завоевания фараона;
2600 г. до н.э. постройка пирамиды Хеопса

3000 г. до н. э. объединение Южного и Северного Египта

  1. Давайте, ребята, тоже построим египетскую пирамиду, но в основе её будут не
тяжелые каменные глыбы, а наши знания, полученные в ходе изучения темы «Древний Египет».


1. Основное удобрение на полях Древнего Египта (ил).
2. Жилище богов (храм).
  1. Высеченное из скалы существа с головой человека и телом льва (сфинкс).
  2. Знак для письма в Древнем Египте (иероглиф).
  3. Наука о планетах и о звёздах, особенно почитаемая в Древнем Египте (астрономия).

3. Вопросы учащимся:
1. Почему мы говорим «писать с красной строки»?
2. Правильно ли мы произносим имена египетских фараонов?
3. Слово «бумага» на разных языках звучит очень похоже:
На английском – paper;
На немецком - papier;
На французском – papier;
На испанском – papel.
Почему эти слова так звучат?

- Давайте решим историческую задачу и поработаем с картой:
Представьте себе, что по приказу фараона необходимо перевезти товары из города Фивы в город Вавилон.
Какие маршруты может выбрать начальник каравана? Какими знаниями он должен обладать? Какие расчёты ему нужно произвести, чтобы выполнить приказ? (ответы на эти вопросы позволяют перейти к изучению нового материала).

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

    1. Учитель напоминает учащимся, где находится Азия, совместно с учащимися находит на карте реки Евфрат и Тигр от истоков до устья.
- Решая историческую задачу, мы добрались ещё до одной страны Древнего Востока – Двуречье, или Междуречье. Почему это государство так называлось?
Работа с картой ( или с картой на мультимедийном экране):
  1. Почему древние египтяне называли Евфрат « перевёрнутой рекой»?
  2. Определите местоположение Двуречья и покажите любую точку в Восточной Азии.
Как расположено Двуречье относительно Египта?
    1. Почему эти страны могут быть названы южными?

- Итак, мы выяснили, что Египет и Двуречье могут быть названы южными странами. Земля Южного Двуречья удивительно плодородна. А почему, как вы думаете? ( Реки Тигр и Евфрат разливались так же, как и в Египте, неся плодородный ил).


Какому занятию благоприятствовала природа Двуречья? (земледелие).
С какими трудностями сталкивались земледельцы Двуречья? ( Разливы проходили бурно: порою, потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища людей, загоны для скота).
Как египтяне боролись с разливами, и что вы бы посоветовали жителям Двуречья? ( Строить насыпи вдоль рек; для орошения полей и садов рыть каналы).

III. – Ребята, вспомните, пожалуйста, признаки государства? (наличие верховной власти, армии, казны, территории, границ и т.д.) Когда в Египте возникло государство? (более пяти тысяч лет назад). Почему в Двуречье государство возникло примерно в то же время, что и в Египте? (государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием).

- В Двуречье долгое время не было единого государства; на его территории существовали небольшие государства, ограниченные границами города. ( Находим на карте города – государства Ур, Урук и др.) Город обычно стоял на берегу реки или канала. По каналам и плавали из города в город на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей.
В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а, значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома – всё здесь сооружалось из больших глиняных кирпичей. Из глины лепили фигурки богов и даже писали на глине.

IV. – Давайте рассмотрим письменность жителей Двуречья (стр. 66 учебника). Можно ли эти знаки для письма назвать иероглифами?

Действительно, жители Двуречья писали особыми знаками в в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, клинопись. Попробуйте и вы написать несколько знаков, (учащиеся пишут).
- Скажите, легко ли писать клинописные знаки? Конечно, нет. В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать не менее сложно, чем в Египте. Много лет нужно было заниматься в специальной школе писцов.
- Давайте рассмотрим эту школу (работа с рис. Учебника, стр.66) .
Посмотрите, во главе школы стоял человек, которого почтительно называли «отцом школы». Старшеклассник, помогавший проверять учителю глиняные таблички, назывался « старшим братом». А один из работников школы назывался буквально так: « человек с палкой» - он следил за дисциплиной.

V. Закрепление:
Прочитайте «Миф о потопе» (стр.65 уч.)
- Почему этот миф возник именно в Двуречье?
- Почему жители Двуречья уже в глубокой древности торговали с другими странами?
VI. Домашнее задание:
&13, вопросы на с. 66.
ИТОГ УРОКА, выставление оценок.




ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



      1. Вигасин А.А. История Древнего мира: учебн. для 5 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение – 2006.
      2. Волкова К. В. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира – М.: Экзамен, 2006.
      3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. – М.: Просвщение,1996.
      4. Коган М.А. В глубь веков. – М.: Просвещение, 2003.
      5. Хрестоматия по истории древнего мира под ред. Струве В.В. – М.: Просвещение, 1999.
Категория: Мои статьи | Добавил: school6-sl (27.09.2012)
Просмотров: 5241 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]