Начальный капитал
Ребята идут в первый класс, и вместе с новыми портфелями и букварями у них появляются собственные деньги на проезд в транспорте, сок и пирожки в столовой, тетрадки и ластики в книжном киоске и многое другое. Но вот беда! Малыш еще не умеет распоряжаться собственным капиталом: дарит «денежки» любимым одноклассницам, покупает конфеты «на все» или превращается в маленького Плюшкина и упорно копит на что-то… Однако воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом и в гостях.
Психологи говорят, что через призму отношений к финансовым вопросам хорошо видна структура семьи в целом. А от домашнего воспитания зависит то, как ребенок научится обращаться с деньгами.
Основные ошибки, которые допускают родители в «экономическом воспитании детей».
Ребенок с ключом на шее.
Есть родители, которые мало интересуются своим ребенком, он предоставлен сам себе, одинок и испытывает сильный дефицит общения с мамой и папой. Как говорят, «ребенок с ключом на шее». Например, отец редко бывает дома или вообще ушел из семьи. У матери свои проблемы: нервная работа, несложившаяся личная жизнь.
При таком стиле отношений мама и папа часто не имеют желания или забывают давать ребенку деньги. И не только на карманные расходы, но и на классные нужды. И тогда учительница стыдит ребенка перед всем классом: «Ну что, Иванов, даже деньги за завтраки не можешь сдать, я тебе уже десять раз говорила. Может, ты их потерял? Может, на мороженое истратил?». Такие дети подчас не стесняются попрошайничать. Обычная сценка у входа в школьную столовую: стоит пацаненок из 3 или 5 класса и клянчит: «Дайте 2 рубля, на пирожок не хватает!»
Известно, что дети, воспитывающиеся в обстановке безнадзорности, легко поддаются чужому влиянию, а иногда и попадают в асоциальную среду. Как такому ребенку «добыть» необходимые средства?
Выход школьник может найти и в воровстве, и в том, чтобы отобрать деньги у младшего ребенка, и в том, чтобы «шестерить» на более сильных и влиятельных друзей. А можно продать сотовый телефон и сказать, что его украли в школе.
То, как ребенок будет тратить деньги, тоже сильно зависит от компании: сначала чипсы и газировка, а потом, вполне вероятно, пиво и сигареты.
Чем хуже отношения в семье, тем вероятнее, что эмоциональная напряженность ребенка проявится в его отношении к деньгам. Ребенок попадает в денежные и иные неприятности, чтобы показать родителям, что ему нужны их забота и простое человеческое внимание.
Маменькин сынок
Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы ребенка не коснулись какие-либо житейские трудности, по существу мешают подготовке своих детей к столкновению с реальностью за порогом дома.
Ребенку долго (иногда до старшей школы) не дают в руки наличных. Мама и бабушка кладут ему завтрак в портфель, сами покупают сладости, если считают нужным, сами передают классному руководителю даже мелкие суммы. В результате ребенок часто чувствует себя обделенным – у него нет того, что есть у всех его сверстников – карманных денег. Он не может на переменке купить булочку, не может подарить «валентинку» понравившейся девочке или сделать маленький подарок маме или бабушке!
Наоборот, некоторые родители пытаются искусственно поддержать авторитет своего ребенка с помощью денег, давая их в гораздо больших количествах, чем это необходимо. Чем это чревато?
Во-первых, ребенок зазнается, начинает судить о своих товарищах по тому количеству денег, которым они владеют.
Во-вторых, избыток денег у «заласканного» дитяти – соблазн для его безнадзорного одноклассника. Он может что-то украсть просто от обиды.
В-третьих, сильно опекаемый ребенок может начать «покупать» дружбу своих сверстников или оплачивать их услуги по написанию контрольных работ. Тогда он рискует потерять самостоятельность и внутреннюю позицию человека, главная задача которого на данный момент – получать знания.