Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Сланцевская
средняя общеобразовательная школа №6»
Давыдова
Галина Васильевна
Образование
высшее
Педагогический
стаж – 36 лет
Высшая
квалификационная категория
Проблемный
урок математики
Тема:
Перестановка слагаемых.
Тип урока:
открытие нового знания
УМК
«Перспектива», 1класс
Автор
учебника: Г.В. Дорофеев
2010-2011 учебный
год 1.
Актуализация и пробное учебное действие.
(4-5 минут)
А). АНЯ И ВАНЯ.
Они пришли к нам в класс очень сердитые,
не разговаривали друг с другом. Выяснилось
вот, что.
Папа позвал ребят на рыбалку. ВАНЯ
С АНЕЙ очень обрадовались и взяли с
собой эти предметы
И тут же завязался спор. АНЯ утверждала,
что один предмет здесь точно лишний, но
ВАНЯ с ней не согласился и сказал, что
он мальчик и лучше нее знает, что нужно
для рыбалки.
И все, на этом брат с сестрой разошлись
по углам и перестали разговаривать.
Ребята поможем решить этот спор
или лучше займемся своими не менее
важными делами?
(Если замечаешь несправедливость
нужно вмешаться и справедливость
восстановить. Нельзя быть безучастным
к чужой проблеме)
А как вы думаете, какие правила
общения нарушили ребята?
(ВАНЯ не объяснил свое решение, не
привел доказательств. АНЯ не смогла
договориться, а сразу обиделась и
перестала разговаривать- это не выход,
только разговаривая мы можем прийти к
истине)
Ведь очень плохо когда ребята не
дружат.
Конечно, помирим ребят.
- Запомните эти предметы. Кто сумеет
назвать их по памяти?
- Какой предмет лишний и почему?
Давайте не просто назовем его, а докажем
ВАНЕ, что он не прав и зря обидел свою
сестру.
(книга, если будешь читать, то прозеваешь
момент, когда рыба клюнет, но в жизни
любого человека книга – первый друг и
помощник)
А вдруг ВАНЯа взял книгу для мамы, которая
не будет ловить рыбу, а будет читать?
(Вы просили назвать лишний предмет
для ЛОВЛИ РЫБЫ, а книга для ловли рыбы
не нужна)
Можем ли мы обобщить и сказать, что книга
ненужный предмет?
(Нет, она лишняя в конкретном случае
– для ловли рыбы)
Но в жизни любого человека книга –
первый друг и помощник. Проблема решена
Б) На рыбалке ВАНЯ поймал 6 рыбок, а АНЯ
- 2 рыбки.
Положи справа столько фишек, сколько
рыбок у ВАНИ, а слева столько, сколько
рыбок у АНИ.
- Задайте вопрос. (…)
1) У кого больше рыбок? На сколько? Покажи
ответ.
- Составьте решение.
Докажи, что решение составлено правильно.
(скажи правило) Вы согласны? 2) Сколько всего рыбок поймали ребята?
Покажите ответ.
- Как узнали? Составьте на парте решение.
Прочитай.
- Вы согласны?
2. Выявление места и причины
затруднения.
Фиксирование затруднения (4-5
минут.)
ВАНЯ и АНЯ опять устроили спор.
АНЯ утверждает, что верное решение –
2+6,
а ВАНЯ что – 6+2,
Кто же прав?
- Подумайте, что произошло?
(слагаемые поменялись местами)
- А можно ли так поступать в математике?
Проверим!
Постановка проблемы.
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли
переставлять местами слагаемые.
Чтобы разобраться в этом вопросе
ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Исследовать – это
значит понять, установить. 4. Целеполагание
и построение проекта выхода из затруднения:
7-8 минут.
«Открытие детьми нового знания»
Работаем в парах
У нас будет 3 группы
исследователей. (3 ряда)
Каждая группа получает
задание.
1 ряд: положите 3 кружка
и 5 треугольников;
2 ряд: положите 2 кружка
и 7 квадратов;
3 ряд: положите 5
треугольников и 4 квадрата.
(проверьте, у кого не
так.)
Нужно составить 2
примера на сложение, используя данные
фигуры, сравнить слагаемые и значение
суммы,
Сделать вывод по плану.
(готовность – поднятые
пары рук)
Договоритесь, кто будет
отвечать.
Выслушиваем мнение.
Делаем вывод: слагаемые можно менять
местами, значение суммы не измениться.
Сделаем ещё ряд
наблюдений. (слайд с дельфинами)
-Что происходит?
Количество животных изменяется?
Вывод: ….
Кто попробует
сформулировать правило?
Проверим, совпадает
наше мнение с правилом, которое дают
авторы учебника. СТР 26.
ФИЗМИНУТКА для глаз
5. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.
( 4-5 минут.)
1) Учебник стр. 27, задание
3
- Что нужно делать? (Сравнить).
-Что мы делаем, чтобы сравнить
математические выражения?
- Считаем. Попробуйте. (…)
- Как сравнить не считая?
(Применим новое правило)
- Что видим
слева? (сумму чисел 3 и 5)
- Что видим
справа? (сумму чисел 5 и 3)
- Что произошло
со слагаемыми? (поменялись местами)
- Какое мы
знаем правило? (от перемены…)
- Какой же
знак сравнения мы поставим?
Кто объяснит,
как сравнить следующие суммы?
Продолжите сравнение, работая в паре
по плану.
Итог:
- Можно ли утверждать, что во всех
выражениях вы поставили знак равенства?
- Почему?
(От перемены слагаемых сумма не изменится)
2) Закройте
книгу.
Откройте большую тетрадь.СТР..
- Какое задание нужно выполнить?
- Обсудите в паре план, как вы будете это
делать.
- Расскажите.
- Вы согласны? Выполняйте.
Проверка: Оцени себя.+
Обмен тетрадями.
Один соединяет на доске.
Проверь соседа. Оцени +.
Кто справился (руки)
- Какое правило вам помогло выполнить
задание?
(От перестановки слагаемых сумма не
изменяется)
Закройте тетрадь.
Учимся применять новое
правило.
Приготовили цифры.
Используя ответ первого примера, реши
второй.
(по 1 столбику)
Итог: какое правило мы применили?
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону:
4-5 минут.
1) откройте маленькую тетрадь.
2) Записать пример
и ответ, старайтесь применить новое
правило.
3)Проверка:
1. Сам проверил,
оценил +.
2. Поменялись
тетрадями.
Взаимопроверка по
эталону на доске. Оцени +.
Как считать легче, быстрее:
6 + 3 или 3 + 6?
Проведем ещё одно исследование.
Кто быстрее перенесёт мячи АНЯ или
ВАНЯ?
Мячи одинаковые по размеру и весу.
Вывод: легче, быстрее к большему прибавить
меньшее.
В таких случаях говорят: решить
рационально.
Откройте тетради.
Решите задачу, ответь для себя на вопрос:
как считать рационально, т.е. быстрее,
легче.
На одной ветке висело 2 ореха,
на другой 7 орехов. Сколько орехов на
двух ветках?
Запиши решение и ответ.
Взаимопроверка по образцу . Оцени +.
Какой способ рациональный?
Если портнер решил задачу рациональным
способом, нарисуй на полях цветочек.
Итог. Чему сегодня учились?
АНЯ С ВАНЕЙ научились
договариваться, искать пути решения
проблемы,
ПРИМЕНЯТЬ ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ
СВОЙСТВО СЛОЖЕНИЯ.
чему научились вы?
9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог): 2-3 минуты..
Солнце – "Я – старался и научился
применять новое правило.” Зеленый –
" Я старался, но не всё получалось
” Красный – "Я, старался, но пока не
научился применять новое правило.
|