Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6»
Давыдова Галина Васильевна
Образование высшее
Педагогический стаж – 36 лет
Высшая квалификационная категория
Проблемный урок математики
Тема: Перестановка слагаемых.
Тип урока: открытие нового знания
УМК «Перспектива», 1класс
Автор учебника: Г.В. Дорофеев
2010-2011 учебный год
1. Актуализация и пробное учебное действие.
(4-5 минут)
А). АНЯ И ВАНЯ.
Они пришли к нам в класс очень сердитые, не разговаривали друг с другом. Выяснилось вот, что.
Папа позвал ребят на рыбалку. ВАНЯ С АНЕЙ очень обрадовались и взяли с собой эти предметы
И тут же завязался спор. АНЯ утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но ВАНЯ с ней не согласился и сказал, что он мальчик и лучше нее знает, что нужно для рыбалки.
И все, на этом брат с сестрой разошлись по углам и перестали разговаривать.
Ребята поможем решить этот спор или лучше займемся своими не менее важными делами?
(Если замечаешь несправедливость нужно вмешаться и справедливость восстановить. Нельзя быть безучастным к чужой проблеме)
А как вы думаете, какие правила общения нарушили ребята?
(ВАНЯ не объяснил свое решение, не привел доказательств. АНЯ не смогла договориться, а сразу обиделась и перестала разговаривать- это не выход, только разговаривая мы можем прийти к истине)
Ведь очень плохо когда ребята не дружат.
Конечно, помирим ребят.
- Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти?
- Какой предмет лишний и почему?
Давайте не просто назовем его, а докажем ВАНЕ, что он не прав и зря обидел свою сестру.
(книга, если будешь читать, то прозеваешь момент, когда рыба клюнет, но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник)
А вдруг ВАНЯа взял книгу для мамы, которая не будет ловить рыбу, а будет читать?
(Вы просили назвать лишний предмет для ЛОВЛИ РЫБЫ, а книга для ловли рыбы не нужна)
Можем ли мы обобщить и сказать, что книга ненужный предмет?
(Нет, она лишняя в конкретном случае – для ловли рыбы)
Но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник. Проблема решена
Б) На рыбалке ВАНЯ поймал 6 рыбок, а АНЯ - 2 рыбки.
Положи справа столько фишек, сколько рыбок у ВАНИ, а слева столько, сколько рыбок у АНИ.
- Задайте вопрос. (…)
1) У кого больше рыбок? На сколько? Покажи ответ.
- Составьте решение.
Докажи, что решение составлено правильно.
(скажи правило) Вы согласны?
2) Сколько всего рыбок поймали ребята?
Покажите ответ.
- Как узнали? Составьте на парте решение. Прочитай.
- Вы согласны?
2. Выявление места и причины затруднения.
Фиксирование затруднения (4-5 минут.)
ВАНЯ и АНЯ опять устроили спор.
АНЯ утверждает, что верное решение – 2+6,
а ВАНЯ что – 6+2,
Кто же прав?
- Подумайте, что произошло?
(слагаемые поменялись местами)
- А можно ли так поступать в математике?
Проверим!
Постановка проблемы.
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.
Чтобы разобраться в этом вопросе ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Исследовать – это значит понять, установить.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения: 7-8 минут.
«Открытие детьми нового знания»
Работаем в парах
У нас будет 3 группы исследователей. (3 ряда)
Каждая группа получает задание.
1 ряд: положите 3 кружка и 5 треугольников;
2 ряд: положите 2 кружка и 7 квадратов;
3 ряд: положите 5 треугольников и 4 квадрата.
(проверьте, у кого не так.)
Нужно составить 2 примера на сложение, используя данные фигуры, сравнить слагаемые и значение суммы,
Сделать вывод по плану.
(готовность – поднятые пары рук)
Договоритесь, кто будет отвечать.
Выслушиваем мнение. Делаем вывод: слагаемые можно менять местами, значение суммы не измениться.
Сделаем ещё ряд наблюдений. (слайд с дельфинами)
-Что происходит? Количество животных изменяется?
Вывод: ….
Кто попробует сформулировать правило?
Проверим, совпадает наше мнение с правилом, которое дают авторы учебника. СТР 26.
ФИЗМИНУТКА для глаз
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
( 4-5 минут.)
1) Учебник стр. 27, задание 3
- Что нужно делать? (Сравнить).
-Что мы делаем, чтобы сравнить математические выражения?
- Считаем. Попробуйте. (…)
- Как сравнить не считая?
(Применим новое правило)
- Что видим слева? (сумму чисел 3 и 5)
- Что видим справа? (сумму чисел 5 и 3)
- Что произошло со слагаемыми? (поменялись местами)
- Какое мы знаем правило? (от перемены…)
- Какой же знак сравнения мы поставим?
Кто объяснит, как сравнить следующие суммы?
Продолжите сравнение, работая в паре по плану.
Итог:
- Можно ли утверждать, что во всех выражениях вы поставили знак равенства?
- Почему?
(От перемены слагаемых сумма не изменится)
2) Закройте книгу.
Откройте большую тетрадь.СТР..
- Какое задание нужно выполнить?
- Обсудите в паре план, как вы будете это делать.
- Расскажите.
- Вы согласны? Выполняйте.
Проверка: Оцени себя.+
Обмен тетрадями.
Один соединяет на доске.
Проверь соседа. Оцени +.
Кто справился (руки)
- Какое правило вам помогло выполнить задание?
(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Закройте тетрадь.
Учимся применять новое правило.
Приготовили цифры.
Используя ответ первого примера, реши второй.
(по 1 столбику)
Итог: какое правило мы применили?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: 4-5 минут.
1) откройте маленькую тетрадь.
2) Записать пример и ответ, старайтесь применить новое правило.
3)Проверка:
1. Сам проверил, оценил +.
2. Поменялись тетрадями.
Взаимопроверка по эталону на доске. Оцени +.
Как считать легче, быстрее:
6 + 3 или 3 + 6?
Проведем ещё одно исследование.
Кто быстрее перенесёт мячи АНЯ или
ВАНЯ?
Мячи одинаковые по размеру и весу.
Вывод: легче, быстрее к большему прибавить
меньшее.
В таких случаях говорят: решить
рационально.
Откройте тетради.
Решите задачу, ответь для себя на вопрос:
как считать рационально, т.е. быстрее,
легче.
На одной ветке висело 2 ореха,
на другой 7 орехов. Сколько орехов на
двух ветках?
Запиши решение и ответ.
Взаимопроверка по образцу . Оцени +.
Какой способ рациональный?
Если портнер решил задачу рациональным
способом, нарисуй на полях цветочек.
Итог. Чему сегодня учились?
АНЯ С ВАНЕЙ научились
договариваться, искать пути решения
проблемы,
ПРИМЕНЯТЬ ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ
СВОЙСТВО СЛОЖЕНИЯ.
чему научились вы?
9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог): 2-3 минуты..
Солнце – "Я – старался и научился
применять новое правило.”
Зеленый –
" Я старался, но не всё получалось
”
Красный – "Я, старался, но пока не
научился применять новое правило.