Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница
29.03.2024
15:08
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования


Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Российский общеобразовательный портал

Каталог общеобразовательных ресурсов

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Российский совет олимпиад школьников

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Министерство Образования и Науки РФ

Статистика
Наш опрос
Оцените наш новый сайт
Всего ответов: 196
Погода
Мини-чат
Поиск
Официальный сайт школы №6 Сланцы

Федеральные государственные образовательные стандарты

и здоровье школьников.
Проблемы и их решение.


Актуальность.

«Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся»

Закон РФ «Об образовании», статья № 51

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги».

(Д.А. Медведев, из послания Федеральному Собранию РФ)

Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования.

Факторы, определяющие здоровье человека:

Образ жизни – 60%

Экология – 20%

Генетика – 10%

Уровень медицинского обслуживания – 10%

Здоровье школьника - такое психофизическое и духовное состояние учащегося, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде

Факторы риска, влияющие на здоровье обучающегося

  • Эндогенные

    • Возрастные

    • Половые

    • Наследственные

    • Катамнез

      • нарушения развития

      • перенесенные заболевания

  • Экзогенные

    • Внешнешкольные

      • Экологические

      • Экономические

      • Социальные

    • Внутришкольные

      • Педагогические

      • Физиолого-гигиенические

      • Социопсихологические

Школьные факторы риска

Педагогические

  • Учебная нагрузка

  • Средства и методы обучения и воспитания

  • Педагогические методики

  • Организация физического воспитания

Физиолого-гигиенические

  • Режим дня

  • Школьное оборудование

  • Организация двигательной активности

  • Оздоровительные мероприятия

Социопсихологические

  • Мотивация учения

  • Взаимоотношения «ученик-учитель»

  • Взаимоотношения «ученик-ученик»

  • Взаимоотношения «учитель-родитель»

Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников:

Проблема. Нехватка у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников.

Задача: предоставление знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения.

Решение:

- организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения;

- организация тематических тренингов по составляющим здоровья.

Проблема. Не всегда благоразумное досуговое времяпрепровождение.

Задача: организация досуга школьников.

Решение:

Проведение мероприятий в рамках концепции здоровьесбережения:

- образовательных: кружков, тренингов, фестивалей,

- творческих: мастер-классов, театральных постановок,

- спортивных: интеллектуально-спортивных игр,

- развлекательных: тематических встреч и вечеринок здоровья,

- культурных: тематических экскурсий, выставок, поездок.

Проблема. Сформированная «престижность» вредного образа жизни.

Задача: формирование моды на здоровый образ жизни.

Решение:

- пропаганда здорового образа жизни посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни,

- разработка программы пропаганды здорового образа жизни при непосредственном участии самих школьников.

Проблема. Отсутствие системности и научного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности.

Задача: разработка единого стандарта по здоровьесберегающей деятельности с дальнейшей адаптацией.

Решение:

- формирование инициативной группы специалистов с целью разработки стандарта.

- создание электронного портала для освещения деятельности образовательных учреждений по здоровьесбережению школьников

Проблема. Нехватка у педагогического коллектива специальных знаний в области здоровьесбережения.

Задача: предоставление знаний и формирование навыков у педагогического коллектива по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Решение:

- организация обучающих курсов для педагогов.

Проблема. Отсутствие опыта внедрения обязательных программ по здоровьесбережению.

Задача: ознакомление администрации с опытом успешного внедрения программ по здоровьесбережению школьников.

Решение:

Обобщение и трансляция опыта внедрения программ здоровья посредством

- регулярных публикаций,

- семинаров для администрации ОУ,

- индивидуальных консультаций по требованию ОУ.

Проблема. Нехватка кадров для организации и реализации программы по здоровьесбережению.

Задача: подготовка персонала, готового к внедрению здоровьесберегающей компоненты в программу ОУ.

Решение:

- организация обучающего курса для студентов ГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им. А.С. Пушкина для последующей здоровьесберегающей деятельности в ОУ города.

Все перечисленные выше проблемы могут быть разделены на 3 категории:

  • Неизбежные – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

  • Корректируемые – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

  • Устранимые – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.


1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура

  • Состояние и содержание зданий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

  • Медицинский кабинет;

  • Столовая;

  • Качественное питание

  • Необходимый, квалифицированный состав специалистов (медработники, учителя физкультуры, психологи, логопеды)

2 блок. Рациональная организация образовательного процесса

  • Соблюдение норм к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки;

  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям;

  • Введение любой инновации под контролем специалистов;

  • Соблюдение требований к использованию ТСО;

  • Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физкультуры и др. активно-двигательных занятий;

  • Индивидуализация обучения, работа по индивидуальным программам

3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы

  • Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;

  • Организация часа активных движений в начальной школе;

  • Организация динамических перемен и физкультурных пауз;

  • Работа спортивных секций;

  • Спортивно-оздоровительные мероприятия

4 блок. Учебно-воспитательная работа по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ

  • Включать в систему работы ОУ программы направленные на формирование ценностей здоровья и ЗОЖ;

  • Индивидуальная и групповая работа по проблемам сохранения и укрепления здоровья;

  • «Дни здоровья», конкурсы, праздники и другие мероприятия.

5 блок. Работа с педагогами, родителями и специалистами

  • Лекции, семинары, консультации, курсы по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья и другая тематика;

  • Работа с научно-методической литературой;

  • Работа с родителями;

  • Создание общественных советов по здоровью (комиссия Управляющего совета ОУ)

6 блок. Профилактика заболеваний и мониторинг состояния здоровья

  • Использование утвержденных методов профилактики заболеваний;

  • Регулярное диспансерное обследование;

  • Регулярный анализ и обсуждение динамики состояния здоровья школьников с педагогами и родителями;

  • Ведение «карты здоровья» школы, класса, учащегося;

  • Создание системы комплексной социо-психолого-педагогической помощи детям;

  • Взаимодействие с медицинскими работниками.

Задачи школьной администрации:

  • соблюдение СанПиНов;

  • внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;

  • обеспечение переподготовки кадров;

  • создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;

  • влияние на социальные (и экономические) факторы;

  • контроль и влияние на психологические факторы.

Задачи учителя и классного руководителя:

  • выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;

  • индивидуальный подход к обучению и воспитанию;

  • создание эффективного психологического климата в классе;

  • влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);

  • просвещение учащихся;

  • мотивация учащихся;

  • взаимодействие с семьей.

Задачи родителей:

  • создание необходимых условий для занятий ребенка;

  • создание условий для оздоровления ребенка;

  • формирование морали, социальных установок;

  • формирование мотивации;

  • передача культурной традиции;

  • взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

  • влияние на психологические внутришкольные факторы.

Задачи учащихся:

  • формирование собственной мотивации к здоровью;

  • формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;

  • нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.


Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения

На основе мониторинга проводится:

  • оценка соответствий организации режима дня детей, учебной нагрузки, питания и условий образовательной среды требованиям СанНиП;

  • оценка уровня физического развития и функциональной готовности учащихся;

  • оценка уровня сформированности ценностной ориентации младших школьников на ЗОЖ;

  • оценка сформированности правил гигиены и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • определение приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа.


Функции администрации:

- обеспечение социального партнерства;

- контроль за реализацией цели и задач программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- принятие управленческих решений.

Функции службы сопровождения и педагогического коллектива:

- оценка психоэмоционального состояния учащихся;

- анализ результатов мониторинга;

- планирование деятельности ОУ по формированию здорового образа жизни;

- реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- выполнение нормативно-правовых актов, регламентирующих требования к условиям образовательной среды и организации учебного процесса

Функции семьи и учащихся:

- организация режима дня;

- обеспечение питания;

- формирование и организация досуга ребенка;

- нравственное воспитание;

- знание факторов, влияющих на здоровье;

- выполнение правил личной гигиены;

- понимание правил рационального режима дня;

- выполнение приемов релаксации, коммуникации;

- знание способов оптимизации образа жизни.

Принятие управленческих решений

Основано на анализе:

  • состояния инфраструктуры ОУ

  • уровня сформированности ценностных ориентаций на КЗиБОЖ;

  • результатов количественной и качественной оценки физической и функциональной подготовленности учащихся;

  • готовности педагогического коллектива и родителей к партнерской деятельности по формированию КЗиБОЖ

  • результатов внедрения коррекционных программ по саморазвитию и самосовершенствованию;

  • психофизиологических резервов, необходимых для успешного обучения

Организация просветительской работы образовательного учреждения

Задачи:

  • Внедрение в систему работы ОУ дополнительных модульных образовательных программ, реализуемых в учебном процессе и во внеурочной деятельности с учетом запросов потребителя образовательных услуг;

  • Создание в школе Управляющего совета (социальное партнерство администрации ОУ, представителей педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) с целью управления системой работы по формированию культуры ЗОЖ;

  • Планирование просветительской работы на основе анализа результатов мониторинга.




«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

А.В. Сухомлинский