Федеральные государственные образовательные стандарты
и
здоровье школьников.
Проблемы и их
решение.
Актуальность.
«Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся»
Закон РФ «Об образовании», статья № 51
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги».
(Д.А. Медведев, из послания Федеральному Собранию РФ)
Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования.
Факторы, определяющие здоровье человека:
Образ жизни – 60%
Экология – 20%
Генетика – 10%
Уровень медицинского обслуживания – 10%
Здоровье школьника - такое психофизическое и духовное состояние учащегося, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде
Факторы риска, влияющие на здоровье обучающегося
Эндогенные
Возрастные
Половые
Наследственные
Катамнез
нарушения развития
перенесенные заболевания
Экзогенные
Внешнешкольные
Экологические
Экономические
Социальные
Внутришкольные
Педагогические
Физиолого-гигиенические
Социопсихологические
Школьные факторы риска
Педагогические
Учебная нагрузка
Средства и методы обучения и воспитания
Педагогические методики
Организация физического воспитания
Физиолого-гигиенические
Режим дня
Школьное оборудование
Организация двигательной активности
Оздоровительные мероприятия
Социопсихологические
Мотивация учения
Взаимоотношения «ученик-учитель»
Взаимоотношения «ученик-ученик»
Взаимоотношения «учитель-родитель»
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников:
Проблема. Нехватка у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников.
Задача: предоставление знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения.
Решение:
- организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения;
- организация тематических тренингов по составляющим здоровья.
Проблема. Не всегда благоразумное досуговое времяпрепровождение.
Задача: организация досуга школьников.
Решение:
Проведение мероприятий в рамках концепции здоровьесбережения:
- образовательных: кружков, тренингов, фестивалей,
- творческих: мастер-классов, театральных постановок,
- спортивных: интеллектуально-спортивных игр,
- развлекательных: тематических встреч и вечеринок здоровья,
- культурных: тематических экскурсий, выставок, поездок.
Проблема. Сформированная «престижность» вредного образа жизни.
Задача: формирование моды на здоровый образ жизни.
Решение:
- пропаганда здорового образа жизни посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни,
- разработка программы пропаганды здорового образа жизни при непосредственном участии самих школьников.
Проблема. Отсутствие системности и научного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности.
Задача: разработка единого стандарта по здоровьесберегающей деятельности с дальнейшей адаптацией.
Решение:
- формирование инициативной группы специалистов с целью разработки стандарта.
- создание электронного портала для освещения деятельности образовательных учреждений по здоровьесбережению школьников
Проблема. Нехватка у педагогического коллектива специальных знаний в области здоровьесбережения.
Задача: предоставление знаний и формирование навыков у педагогического коллектива по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Решение:
- организация обучающих курсов для педагогов.
Проблема. Отсутствие опыта внедрения обязательных программ по здоровьесбережению.
Задача: ознакомление администрации с опытом успешного внедрения программ по здоровьесбережению школьников.
Решение:
Обобщение и трансляция опыта внедрения программ здоровья посредством
- регулярных публикаций,
- семинаров для администрации ОУ,
- индивидуальных консультаций по требованию ОУ.
Проблема. Нехватка кадров для организации и реализации программы по здоровьесбережению.
Задача: подготовка персонала, готового к внедрению здоровьесберегающей компоненты в программу ОУ.
Решение:
- организация обучающего курса для студентов ГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им. А.С. Пушкина для последующей здоровьесберегающей деятельности в ОУ города.
Все перечисленные выше проблемы могут быть разделены на 3 категории:
Неизбежные – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;
Корректируемые – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;
Устранимые – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.
1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура
Состояние и содержание зданий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
Медицинский кабинет;
Столовая;
Качественное питание
Необходимый, квалифицированный состав специалистов (медработники, учителя физкультуры, психологи, логопеды)
2 блок. Рациональная организация образовательного процесса
Соблюдение норм к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки;
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям;
Введение любой инновации под контролем специалистов;
Соблюдение требований к использованию ТСО;
Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физкультуры и др. активно-двигательных занятий;
Индивидуализация обучения, работа по индивидуальным программам
3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;
Организация часа активных движений в начальной школе;
Организация динамических перемен и физкультурных пауз;
Работа спортивных секций;
Спортивно-оздоровительные мероприятия
4 блок. Учебно-воспитательная работа по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ
Включать в систему работы ОУ программы направленные на формирование ценностей здоровья и ЗОЖ;
Индивидуальная и групповая работа по проблемам сохранения и укрепления здоровья;
«Дни здоровья», конкурсы, праздники и другие мероприятия.
5 блок. Работа с педагогами, родителями и специалистами
Лекции, семинары, консультации, курсы по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья и другая тематика;
Работа с научно-методической литературой;
Работа с родителями;
Создание общественных советов по здоровью (комиссия Управляющего совета ОУ)
6 блок. Профилактика заболеваний и мониторинг состояния здоровья
Использование утвержденных методов профилактики заболеваний;
Регулярное диспансерное обследование;
Регулярный анализ и обсуждение динамики состояния здоровья школьников с педагогами и родителями;
Ведение «карты здоровья» школы, класса, учащегося;
Создание системы комплексной социо-психолого-педагогической помощи детям;
Взаимодействие с медицинскими работниками.
Задачи школьной администрации:
соблюдение СанПиНов;
внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
обеспечение переподготовки кадров;
создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
влияние на социальные (и экономические) факторы;
контроль и влияние на психологические факторы.
Задачи учителя и классного руководителя:
выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;
индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
создание эффективного психологического климата в классе;
влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);
просвещение учащихся;
мотивация учащихся;
взаимодействие с семьей.
Задачи родителей:
создание необходимых условий для занятий ребенка;
создание условий для оздоровления ребенка;
формирование морали, социальных установок;
формирование мотивации;
передача культурной традиции;
взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
влияние на психологические внутришкольные факторы.
Задачи учащихся:
формирование собственной мотивации к здоровью;
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения
На основе мониторинга проводится:
оценка соответствий организации режима дня детей, учебной нагрузки, питания и условий образовательной среды требованиям СанНиП;
оценка уровня физического развития и функциональной готовности учащихся;
оценка уровня сформированности ценностной ориентации младших школьников на ЗОЖ;
оценка сформированности правил гигиены и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности;
определение приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа.
Функции администрации:
- обеспечение социального партнерства;
- контроль за реализацией цели и задач программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- принятие управленческих решений.
Функции службы сопровождения и педагогического коллектива:
- оценка психоэмоционального состояния учащихся;
- анализ результатов мониторинга;
- планирование деятельности ОУ по формированию здорового образа жизни;
- реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- выполнение нормативно-правовых актов, регламентирующих требования к условиям образовательной среды и организации учебного процесса
Функции семьи и учащихся:
- организация режима дня;
- обеспечение питания;
- формирование и организация досуга ребенка;
- нравственное воспитание;
- знание факторов, влияющих на здоровье;
- выполнение правил личной гигиены;
- понимание правил рационального режима дня;
- выполнение приемов релаксации, коммуникации;
- знание способов оптимизации образа жизни.
Принятие управленческих решений
Основано на анализе:
состояния инфраструктуры ОУ
уровня сформированности ценностных ориентаций на КЗиБОЖ;
результатов количественной и качественной оценки физической и функциональной подготовленности учащихся;
готовности педагогического коллектива и родителей к партнерской деятельности по формированию КЗиБОЖ
результатов внедрения коррекционных программ по саморазвитию и самосовершенствованию;
психофизиологических резервов, необходимых для успешного обучения
Организация просветительской работы образовательного учреждения
Задачи:
Внедрение в систему работы ОУ дополнительных модульных образовательных программ, реализуемых в учебном процессе и во внеурочной деятельности с учетом запросов потребителя образовательных услуг;
Создание в школе Управляющего совета (социальное партнерство администрации ОУ, представителей педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) с целью управления системой работы по формированию культуры ЗОЖ;
Планирование просветительской работы на основе анализа результатов мониторинга.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А.В. Сухомлинский