Федеральные
государственные образовательные
стандарты
и
здоровье школьников. Проблемы и их
решение.
Актуальность.
«Образовательные
учреждения должны создавать условия,
гарантирующие охрану и укрепление
здоровья учащихся»
Закон
РФ «Об образовании», статья № 51
«Дети
проводят в школе значительную часть
дня, и заниматься их здоровьем должны,
в том числе, и педагоги».
(Д.А.
Медведев, из послания Федеральному
Собранию РФ)
Стандарт
впервые определил такую составляющую,
как здоровье
школьников,
в качестве одного из важнейших результатов
образования.
Факторы,
определяющие здоровье человека:
Образ
жизни – 60%
Экология
– 20%
Генетика
– 10%
Уровень
медицинского обслуживания – 10%
Здоровье
школьника - такое
психофизическое и духовное состояние
учащегося, которое обеспечивает им
достаточно высокий уровень интеллектуальной
и физической работоспособности, а также
адаптированности к постоянно изменяющейся
учебной, социальной и природной среде
Факторы
риска, влияющие на здоровье обучающегося
Эндогенные
Возрастные
Половые
Наследственные
Катамнез
нарушения
развития
перенесенные
заболевания
Экзогенные
Внешнешкольные
Экологические
Экономические
Социальные
Внутришкольные
Педагогические
Физиолого-гигиенические
Социопсихологические
Школьные
факторы риска
Педагогические
Физиолого-гигиенические
Социопсихологические
Мотивация
учения
Взаимоотношения
«ученик-учитель»
Взаимоотношения
«ученик-ученик»
Взаимоотношения
«учитель-родитель»
Проблемы
сохранения и укрепления здоровья
школьников:
Проблема.
Нехватка
у школьников знаний в области
здоровьесбережения, полученных из
авторитетных источников.
Задача:
предоставление
знаний и формирование навыков в области
здоровьесбережения.
Решение:
-
организация комплексного обучающего
курса по основам здоровьесбережения;
-
организация тематических тренингов по
составляющим здоровья.
Проблема.
Не
всегда благоразумное досуговое
времяпрепровождение.
Задача:
организация
досуга школьников.
Решение:
Проведение
мероприятий в рамках концепции
здоровьесбережения:
-
образовательных: кружков, тренингов,
фестивалей,
-
творческих: мастер-классов, театральных
постановок,
-
спортивных: интеллектуально-спортивных
игр,
-
развлекательных: тематических встреч
и вечеринок здоровья,
-
культурных: тематических экскурсий,
выставок, поездок.
Проблема.
Сформированная
«престижность» вредного образа жизни.
Задача:
формирование моды
на здоровый образ жизни.
Решение:
-
пропаганда здорового образа жизни
посредством организации встреч с
успешными людьми, практикующий здоровый
образ жизни,
-
разработка программы пропаганды
здорового образа жизни при непосредственном
участии самих школьников.
Проблема.
Отсутствие
системности и научного подхода к
организации здоровьесберегающей
деятельности.
Задача:
разработка
единого стандарта по здоровьесберегающей
деятельности с дальнейшей адаптацией.
Решение:
-
формирование инициативной группы
специалистов с целью разработки
стандарта.
-
создание электронного портала для
освещения деятельности образовательных
учреждений по здоровьесбережению
школьников
Проблема.
Нехватка
у педагогического коллектива специальных
знаний в области здоровьесбережения.
Задача:
предоставление
знаний и формирование навыков у
педагогического коллектива по вопросам
сохранения и укрепления здоровья
воспитанников.
Решение:
-
организация обучающих курсов для
педагогов.
Проблема.
Отсутствие
опыта внедрения обязательных программ
по здоровьесбережению.
Задача:
ознакомление
администрации с опытом успешного
внедрения программ по здоровьесбережению
школьников.
Решение:
Обобщение
и трансляция опыта внедрения программ
здоровья посредством
-
регулярных публикаций,
-
семинаров для администрации ОУ,
-
индивидуальных консультаций по требованию
ОУ.
Проблема.
Нехватка
кадров для организации и реализации
программы по здоровьесбережению.
Задача:
подготовка
персонала, готового к внедрению
здоровьесберегающей компоненты в
программу ОУ.
Решение:
-
организация обучающего курса для
студентов ГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им.
А.С. Пушкина для последующей
здоровьесберегающей деятельности в ОУ
города.
Все
перечисленные выше проблемы могут быть
разделены на 3 категории:
Неизбежные
–
с ними необходимо считаться, но нет
способа изменить;
Корректируемые
–
действие которых можно в некоторых
случаях регулировать;
Устранимые
–
негативное действие которых можно
снизить, нейтрализовать, исключить.
1
блок. Здоровьесберегающая инфраструктура
Состояние
и содержание зданий в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами;
Медицинский
кабинет;
Столовая;
Качественное
питание
Необходимый,
квалифицированный состав специалистов
(медработники, учителя физкультуры,
психологи, логопеды)
2
блок. Рациональная организация
образовательного процесса
Соблюдение
норм к организации и объему учебной и
внеучебной нагрузки;
Использование
методов и методик обучения, адекватных
возрастным особенностям и возможностям;
Введение
любой инновации под контролем
специалистов;
Соблюдение
требований к использованию ТСО;
Рациональная
и соответствующая требованиям организация
уроков физкультуры и др. активно-двигательных
занятий;
Индивидуализация
обучения, работа по индивидуальным
программам
3
блок. Организация физкультурно-оздоровительной
работы
Полноценная
и эффективная работа с учащимися всех
групп здоровья;
Организация
часа активных движений в начальной
школе;
Организация
динамических перемен и физкультурных
пауз;
Работа
спортивных секций;
Спортивно-оздоровительные
мероприятия
4
блок. Учебно-воспитательная работа по
формированию ценностей здоровья и ЗОЖ
Включать
в систему работы ОУ программы направленные
на формирование ценностей здоровья и
ЗОЖ;
Индивидуальная
и групповая работа по проблемам
сохранения и укрепления здоровья;
«Дни
здоровья», конкурсы, праздники и другие
мероприятия.
5
блок. Работа с педагогами, родителями
и специалистами
Лекции,
семинары, консультации, курсы по вопросам
роста и развития ребенка, его здоровья
и другая тематика;
Работа
с научно-методической литературой;
Работа
с родителями;
Создание
общественных советов по здоровью
(комиссия Управляющего совета ОУ)
6
блок. Профилактика заболеваний и
мониторинг состояния здоровья
Использование
утвержденных методов профилактики
заболеваний;
Регулярное
диспансерное обследование;
Регулярный
анализ и обсуждение динамики состояния
здоровья школьников с педагогами и
родителями;
Ведение
«карты здоровья» школы, класса, учащегося;
Создание
системы комплексной социо-психолого-педагогической
помощи детям;
Взаимодействие
с медицинскими работниками.
Задачи
школьной администрации:
соблюдение
СанПиНов;
внедрение
новейших технологий обучения и
оздоровления, прошедших экспертизу;
обеспечение
переподготовки кадров;
создание
инфраструктуры для оздоровительной
деятельности;
влияние
на социальные (и экономические) факторы;
контроль
и влияние на психологические факторы.
Задачи
учителя и классного руководителя:
выбор
адекватных средств и методов обучения
и воспитания;
индивидуальный
подход к обучению и воспитанию;
создание
эффективного психологического климата
в классе;
влияние
на микросоциум (коллектив класса,
учебной группы);
просвещение
учащихся;
мотивация
учащихся;
взаимодействие
с семьей.
Задачи
родителей:
создание
необходимых условий для занятий ребенка;
создание
условий для оздоровления ребенка;
формирование
морали, социальных установок;
формирование
мотивации;
передача
культурной традиции;
взаимодействие
с учителем в проблемных ситуациях;
влияние
на психологические внутришкольные
факторы.
Задачи
учащихся:
формирование
собственной мотивации к здоровью;
формирование
привычки соблюдать гигиенические
правила и нормы;
изучение
учебного материала и соотнесение его
с собственным опытом;
нацеленность
на поиск позитивного выхода в проблемных
ситуациях.
Анализ
состояния и планирование работы
образовательного учреждения
На
основе мониторинга проводится:
оценка
соответствий организации режима дня
детей, учебной нагрузки, питания и
условий образовательной среды требованиям
СанНиП;
оценка
уровня физического развития и
функциональной готовности учащихся;
оценка
уровня сформированности ценностной
ориентации младших школьников на ЗОЖ;
оценка
сформированности правил гигиены и
навыков физкультурно-оздоровительной
деятельности;
определение
приоритетов в работе образовательного
учреждения с учётом результатов
проведённого анализа.
Функции
администрации:
-
обеспечение социального партнерства;
-
контроль за реализацией цели и задач
программы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни;
-
принятие управленческих решений.
Функции
службы сопровождения и педагогического
коллектива:
-
оценка психоэмоционального состояния
учащихся;
-
анализ результатов мониторинга;
-
планирование деятельности ОУ по
формированию здорового образа жизни;
-
реализация программы формирования
культуры здорового и безопасного образа
жизни;
-
выполнение нормативно-правовых актов,
регламентирующих требования к условиям
образовательной среды и организации
учебного процесса
Функции
семьи и учащихся:
-
организация режима дня;
-
обеспечение питания;
-
формирование и организация досуга
ребенка;
-
нравственное воспитание;
-
знание факторов, влияющих на здоровье;
-
выполнение правил личной гигиены;
-
понимание правил рационального режима
дня;
-
выполнение приемов релаксации,
коммуникации;
-
знание способов оптимизации образа
жизни.
Принятие
управленческих решений
Основано
на анализе:
состояния
инфраструктуры ОУ
уровня
сформированности ценностных ориентаций
на КЗиБОЖ;
результатов
количественной и качественной оценки
физической и функциональной
подготовленности учащихся;
готовности
педагогического коллектива и родителей
к партнерской деятельности по формированию
КЗиБОЖ
результатов
внедрения коррекционных программ по
саморазвитию и самосовершенствованию;
психофизиологических
резервов, необходимых для успешного
обучения
Организация
просветительской работы образовательного
учреждения
Задачи:
Внедрение
в систему работы ОУ дополнительных
модульных образовательных программ,
реализуемых в учебном процессе и во
внеурочной деятельности с учетом
запросов потребителя образовательных
услуг;
Создание
в школе Управляющего совета (социальное
партнерство администрации ОУ,
представителей педагогического
коллектива, учащихся, родителей (законных
представителей) с целью управления
системой работы по формированию культуры
ЗОЖ;
Планирование
просветительской работы на основе
анализа результатов мониторинга.
«Забота
о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои
силы…»
А.В.
Сухомлинский
|