Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница
29.03.2024
18:20
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования


Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Российский общеобразовательный портал

Каталог общеобразовательных ресурсов

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Российский совет олимпиад школьников

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Министерство Образования и Науки РФ

Статистика
Наш опрос
Ваше отношение к нашей школе
Всего ответов: 323
Погода
Мини-чат
Поиск
Официальный сайт школы №6 Сланцы
Назад

• Форменный этикет

Автор статьи: Елена Крачевская

Стиль или форма?

«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу «в чем попало».

Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?

Как было до…

Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.

После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона «Об образовании». Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные джинсы», брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».

Учителя и родители: за!

Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.

В России после чехарды со школьными нарядами форма медленно, но верно начинает возвращаться. И хотя на государственном уровне положение об обязательной школьной форме не принято, многие школы или вводят определенную форму, или требуют от учеников одеваться в едином стиле. Свобода стилей в школе просто стала раздражать директоров, учителей и даже родителей: одни одеваются на рынке, другие – в фирменных бутиках. Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых непременно видна полоска от трусов, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках.

Учителя возмущаются: как можно учиться в такой одежде? «Когда девочки приходят в школу в коротких юбках, майках с открытым животом и выходят к доске, мальчики перестают думать об учебе, ведут себя безобразно и срывают уроки», – посетовал учитель одной из московских школ.

Кроме того, многие учителя и родители считают, что школьная форма помогает сглаживать социальные контрасты в классе, особенно в тех школах, где учатся дети из малообеспеченных семей. Те, кто не может позволить себе шиковать, испытывают чувство неполноценности при виде ребят, разодетых по последней моде, полагают некоторые учителя. Но решит ли эту проблему школьная форма? Ведь помимо брюк, юбок и пиджаков существуют рюкзаки, сапоги, шубы… Порой детям достаточно открыть свои пеналы, чтобы почувствовать, кто из них «круче». К тому же форма форме рознь. Один и тот же костюм можно купить на рынке за 500 рублей, а можно привезти из-за границы, где его сошьют на заказ из самой лучшей ткани. В одной из московских школ, где английская форма взята за образец, так и происходит: одни шьют в соседнем ателье, а другие – привозят из Лондона. Разница видна, как говорится, невооруженным глазом.

Психотерапевты сомневаются

— Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго. Что думают по этому поводу психологи и психотерапевты?

Многие из них высказываются против школьной формы, полагая, что она приводит к «уравниловке», потере индивидуальности, может вызвать чувство забитости, либо, наоборот, спровоцировать эпатажное поведение у подростков. Но найти выход можно и нужно, считает практикующий психотерапевт Александра Сучкова:

— Личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Если ребенок не имеет привычки одеваться в том стиле, в котором ему психологически уютно, он беззащитен. В этом случае единая форма для всех не очень хороша. А вот если она выступает как эмблема учебного заведения, которому есть, чем похвалиться: традициями, уважительным отношением к ученикам, высоким уровнем образования, – тогда она уже будет своеобразной психологической защитой.

Чем плоха «уравниловка» для подростка? Подросток – это комок внутренних противоречий. И если ему не позволяют самовыразиться хотя бы в одежде, это приводит либо к эпатажному поведению, либо к забитости. На мой взгляд, ученик нуждается в уважении к собственной личности, а выбор стиля одежды для школьников исходит из этого уважения. Поясним это на развитии подростковой сексуальности у девочек. В одежде нынешних школьниц она часто выражается в голых пупках, мини-юбках, колготках в сеточку, туфлях на шпильке и так далее. Развитие сексуальности происходит именно в подростковый период, и если ее нивелировать, то дальше мы будем иметь дело со сломанными женскими судьбами.

Если бы взрослые, которые декларируют, что открытые пупки в школе – это нескромно, установили бы дресс-код для школьников, то это позволило бы избежать проблем. Не принято же на деловых вечеринках появляться без колготок. Это все знают, и это нормально! Если бы школьная одежда была предложена как стиль, тогда в школьниках развивалась бы корпоративная культура. Можно поработать с дизайнерами, сделать школьную форму для девочек женственной, изящной, красивой. И потом декларировать это как дресс-код школьной корпорации. Без ханжеских покрикиваний: «Это не прилично!» Учителя не могут отрицать сексуальность девочек. Они же сами носят серьги, красят губы яркой губной помадой, надевают обтягивающие юбки. Это не что иное, как проявление сексуальности, точно так же, как и голые пупки! Так почему учителям можно? Поддерживая в школе культуру стиля в одежде, учитель должен показать, что уместно в классе, а что нет. И, возможно, подросток не будет вести себя вызывающе. А если учителя подчеркнут в одежде свою принадлежность к коллективу школы с помощью галстука, косынки или броши в тон костюмам детей, тем самым они подчеркнут свое уважение к детям и к общешкольной культуре.

Стилисты советуют

Многим имиджмейкерам, которые занимаются разработкой школьных стилей, приходится сталкиваться с мнением о том, что школьная форма – это неудобно и неуютно. Конечно, это не джинсы и не спортивные штаны, уверяют стилисты, но неудобство возникает только поначалу, а когда привыкаешь, приходит чувство стиля, ведь деловые костюмы во взрослой жизни придется носить постоянно. Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнеры школьной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду: плиссированные юбки в клетку, пиджаки, жилетки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами, модными воротничками, трикотажными безрукавками, жилетами на пуговицах и молниях.

— Сейчас возвращаются те времена, когда школьная форма была предметом гордости, – считает имиджмейкер медико-психологического центра «Индивидуальность» Марина Малитикова. – Как специалист и мама двух детей я считаю, что школьная форма дисциплинирует ребенка, развивает бережное отношение к одежде. Благодаря форме ребенок различает, где работа, а где отдых. Но для каждого возраста она должна быть своя. Младшие дети не отличаются усидчивостью: вертятся, крутятся, бегают, прыгают, им комфортно в свободной форме. Ученикам средней школы важно предоставить более-менее широкий выбор одежды, позволить проявить свою индивидуальность. Старшеклассники – уже совсем взрослые люди и должны выглядеть солиднее.

К всеобщей уравниловке в государственном масштабе мы возвращаться не должны, но ввести форму как элемент рабочей одежды для каждой школы, на мой взгляд, необходимо. Если школа выбирает просто стиль, или, как сейчас говорят, дресс-код, то я бы порекомендовала добавить к одежде эмблему, чтобы подчеркнуть принадлежность ребенка к школе. Это – и безопасность, и психологическая защита, и элемент гордости.


Назад