Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник
23.04.2024
14:49
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования


Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Российский общеобразовательный портал

Каталог общеобразовательных ресурсов

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Российский совет олимпиад школьников

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Министерство Образования и Науки РФ

Статистика
Наш опрос
Оцените наш новый сайт
Всего ответов: 196
Погода
Мини-чат
Поиск
Официальный сайт школы №6 Сланцы
Назад

Что скрывает школа?

Автор статьи: Юлия Джумм, Елена Новикова 

«Как мы хотели в школу! Решили все головоломки в развивающих книжках, успели отучиться на подготовительном отделении музыкальной школы при консерватории. Радость жизни и творческие способности были такими, что все тесты «зашкаливало». Потекли школьные деньки. Дети приносили домой «солнышки» (отметок в первом классе не ставят), но стали какими-то скучными. Многого не могли понять.

Почему надо решать примеры, в которых сразу можно сказать ответ? Почему форма записи задачки в одно действие занимает половину тетрадного листа? Почему на уроке письма надо писать целую страницу одних и тех же «дурацких» слов, как будто в русском языке нет других, интересных и разных? Почему учительница на перемене уходит, а когда возвращается, не хочет понять, что «каляки-маляки» в твоем дневнике нарисовал мальчик с соседней парты, а потанцевала на нем девочка-соседка, которой никак не дается арифметика?

Почему учительница говорит: «Решай сам свои проблемы», а сама ругает за испорченный дневник? Проблемы решаю я, мама. Узнаю, что малыш, который портит дневники, вымещая агрессию на успешных одноклассников, на самом деле очень несчастен. Его в шесть лет, плохо говорящего по-русски, привезли в Москву из южной республики и буквально вытолкнули в первый класс: мама родила сестричку, а в садике для него не оказалось места. У танцующей по дневникам девочки – своя история. Родители разошлись, любимый папа уехал, мама вышла замуж и недавно родила. Девочка ненавидит весь мир…

Проблемы у нас множились. Дети стали часто болеть. Но главное: совершенно пропал интерес к школе. «Зачем мы туда ходим?» – не понимали дети. «За знаниями» – аргумент не годился: задачки с конца учебника мальчики решали играючи. Получалось, за болезнями…» В редакцию приходит множество писем, в которых читатели рассказывают похожие истории. Разобраться с трудностями в одиночку иногда просто невозможно. Поэтому мы попросили школьников и их родителей рассказать о своих проблемах и тех вопросах, которые они всегда хотели, но стеснялись задать учителю, директору и родителям одноклассников своего чада.

Проблема первая Несправедливые оценки

Любой школьник испытывает стресс в ожидании оценок за четверть. Тем более, что они бывают несправедливыми. Юные журналисты Петрозаводска провели опрос для своей газеты: часто ли школьникам приходится сталкиваться с незаслуженными оценками. И вот что им ответили ребята:

— Мне и моим друзьям часто ставят оценки за поведение, а это нечестно! — Нашим девчонкам-отличницам иногда ставят оценки за то, что они помогают учителям сделать уборку в кабинете.

— Мне однажды поставили «5» по химии за то, что я помыла парты в кабинете. — Мы с другом сдали одинаковые тесты. Ему поставили «5», а мне «4». Жаловаться я не пошел, а все равно обидно!

Многие старшеклассники относятся к этому явлению вполне спокойно и трезво. — К окончанию школы пора бы уже понять, что оценки ставят не только за знания, но и за умение поддерживать конструктивные отношения с людьми, – говорит ученица 10 класса одной из московских школ.

— Я не получила золотую медаль, потому что отказалась платить учителям родной школы «за репетиторство», – рассказывает первокурсница Самарского государственного университета. – Родителям медалистов пришлось раскошелиться. Я не завидовала: хорошо училась с первого класса и была уверена, что поступлю в вуз. Родители меня поддержали, так что унижаться, слава богу, не пришлось. Как поступить?

Елена Сапрыкина, учитель русского языка и литературы: — Как только при приеме в вуз перестали засчитывать средний балл аттестата, объяснить детям, что они должны учиться на «хорошо» и «отлично», стало практически невозможно. Но это не означает, что на уроках и дома можно ничего не делать. Есть способы проверить знания, помериться силами с интересными противниками и оценить шансы на поступление в вуз. Можно, например, участвовать в олимпиадах для старшеклассников по всем основным предметам, международных конкурсах научных работ, выполнять пробные задания для абитуриентов, которые регулярно публикуются на сайтах вузов.

Александр Гаврилов, пресс-секретарь Департамента образования города Москвы: — Если ребенку в школе ставят незаслуженные оценки, а учителя «великодушно» предлагают свою помощь за деньги, надо защищать свои права. Обратитесь в окружной, городской или районный департаменты образования.

Недавно в одной из московских школ на экзамене по иностранному языку учителя «завалили» целый класс – поставили всем двойки, решив избавиться от слабых учеников. Ребята, конечно, были далеко не отличниками, но, как показал повторный экзамен в присутствии независимой комиссии, твердые тройки и четверки вполне заслужили. Директор школы и методист были уволены.


Факты о российском образовании
· В России 63 200 школ, в которых учатся более 15 млн. учеников.
· Только в первый класс в этом году пошли 1,3 млн. малышей.
· К 2009–2010 году 11-летнее школьное образование станет обязательным не только в Москве, но и во всей России.
· Учится большинство школьников 6 дней в неделю, но в некоторых учебных заведениях сохранилась пятидневка. Количество учебных часов – 35–36 в неделю.
· Все средние учебные заведения отвечают за освоение базовых программ. Аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ.
· Конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных заведений, включая гимназии и лицеи, запрещено с 1997 года.
· В нашей стране 1, 6 млн. учителей. Их средний возраст – 52 года
· 93% педагогов – представители слабого пола. И лишь 7% – мужчины.

Проблема вторая
Конфликт с учителем

Ученикам одной из пермских школ предложили написать сочинение на тему «как соблюдаются права человека в школе». Вот выдержки из работ ребят: «Бывает, что учитель выбирает себе в классе любимчиков и «жертву» – объект бесконечных придирок, злых насмешек и наказаний».

«В одном видят чудовище, а в другом – способности». «Почему-то некоторые учителя меняют свое отношение к детям из-за национальности, внешнего вида, материального положения родителей».

«Некоторые учителя доходили до того, что заявляли: «Вот эта девочка мне нравится, и я поставлю ей 5, а если спросит, то помогу, а вот этот мальчик что-то не очень, пусть ни на что не надеется». Как поступить?

Психолог Юлия Андреева: — Учительница часто и сама не отдает себе отчета в том, что именно ее раздражает в вашем ребенке, объясняя свою строгость к нему тем, что мальчик «несобранный, своенравный, мешает работать классу…».

Возможно, в далеком прошлом такие же дети не дружили с ней, обижали ее. Или школьникам, которых она не любит, разрешают то, чего никогда не позволяли ей в детстве. Причина раздражительности может быть связана с семейными проблемами, болезнями и плохими жилищными условиями педагога. Учительница ведет урок, а у нее болит желудок, ее оскорбила свекровь, сын вчера пришел пьяный, а тут еще ученики шумят. И на случайно выбранного ребенка обрушивается буря…

Родителям в такой ситуации важно выбрать верную тактику поведения. Иногда достаточно нескольких добрых слов, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Но, если учитель незаслуженно срывается на ученике, не молчите, выразите недовольство, но в нейтральной, безличной форме: «Мне не нравится, когда на моего ребенка жалуются». Поговорите с учителем о том, что ждет от него ваш ребенок: «Оцените старания сына! Он так ждет от вас похвалы!» Однако бывают ситуации, когда не педагог, а сами родители «раздувают» конфликт, незаслуженно упрекая учителя в несправедливости по отношению к ребенку.

«Учитель не прощала моим детям ни малейших «промахов». Особенно, когда они делали что-то не так, как все. Классический пример второго класса: сначала купили 5 стульев и заплатили 15 рублей, а потом покупают 10 точно таких же стульев. Сколько надо денег? Ребенок пишет, что стульев покупают в два раза больше и стулья такие же, значит, и денег в два раза больше – 30 рублей. И получает «два» в журнал. Ведь сначала надо было посчитать, сколько стоит один стул! Те, кто решили задачу неправильно, тоже получили «два». И учительница даже не захотела вникать, что ребенок сам пришел к понятию пропорции и захотел свое маленькое открытие показать ей!».

— К сожалению, это очень частое заблуждение заботливых родителей – идеализация собственных детей, – продолжает психолог. – Они считают их самыми лучшими, самыми талантливыми и искренне верят, что с этим согласятся все. Если учительница вдруг детей «недооценивает», родители приходят в ярость. В случае с задачей про стулья учительница дала схему: краткая запись, три действия, ответ. Дети решили по-другому. Что она думает? Что к ней проявили неуважение, не слушали ее на уроке, нахватались знаний где-то на стороне, а ее, Марью Ивановну, презирают. Вот за это им «два»! Желательно разделить в детском сознании предмет и учителя, например, физику и вредное лицо физички. Так удастся избежать многих конфликтов и разочарования в любимой науке.

Проблема третья Конфликты со сверстниками

Сообщество одноклассников – это непростой мир со своими законами, войти в который не всем школьникам удается быстро и легко. — Абсолютно все девочки у нас в классе пьют пиво и курят. Некоторые из них уже совсем не девочки и гордятся этим. Быть положительной просто неприлично. Если ты не куришь, не бухаешь и не бегаешь за мальчиками, ты белая ворона, а таких не любят окружающие. Чтобы выжить в этой школе, приходится быть как все, – говорит ученица девятого класса одной из московских школ.

Клички, оскорбления, мелкие «подлянки» – вот далеко не все проявления агрессии, которую детский коллектив вымещает на «белой вороне». «Как-то раз сын вышел из школы с трясущимися губами, сам не свой. Проплакал весь урок от боли. Тут не шуточки – удар в пах. Сильный. Боль нечеловеческая. –«Сын, а учитель видела?» – «Ее на перемене не было, а на уроке потом ругала, что плохо пишу».

Бегом к учителю. Та подвела к матери обидчика: «Разбирайтесь сами». кудрявый и резвый, пухленький (откуда такая жестокость?!). Состроил паиньку: «Мы друзья. Мы играли». Я сказала его матери: «Раз это игра, будьте готовы к тому, что получите такое же». Она испугалась: «Не надо. Простите, простите его, он у нас болен. Он так трудно развивался». Как поступить?

Евгения Костенкова, школьный психолог — Когда ребенок в собственном классе становится «изгоем», это опасная ситуация, ведь у школьника могут остаться комплексы на всю жизнь или он может попытаться совершить экстремальный поступок, чтобы поднять свой авторитет в классе: напиться, пройтись по подоконнику третьего этажа, нахамить учительнице. Необходимо откровенно поговорить с ребенком или обратиться к психологу и обсудить эту проблему.

Перевод ребенка в другую школу, конечно, не лучший выход из положения: ведь, если убежать от проблемы, она обязательно догонит в другой школе и в другом классе. Но иногда ничего другого просто не остается. За жизнь и здоровье детей в школе отвечает педагог. Но не стоит полностью полагаться на него: никто не позаботится о благополучии вашего ребенка лучше вас самих. Проблема четвертая

Поборы Уже на собеседовании при приеме в первый класс родителям ребенка выдается список необходимых школе вещей: от моющих средств до новой техники и мебели.

— В нашем округе есть школа с потрясающими педагогами, но, отдав туда малышей, мы поменяли в классе линолеум, купили жалюзи, – рассказывает Наташа, мама второклассника. – Теперь нам предстоит поменять в классе дверь, купить диван. Правда, в последнее время инициатива скинуться на что-то исходит не столько от директора или учителей, сколько от активистов родительского комитета, которые, собирая деньги на нужды класса, зачастую не учитывают финансовых возможностей большинства родителей. Однако проблема не только в руководстве учебных заведений, учителях или даже родителях, но и в самой системе школьного образования, которое постепенно переходит на платную основу. Все чаще за факультативы, второй иностранный язык в школах взимается плата. И это не противоречит закону: все дополнительные предметы, не входящие в учебный план, преподаются за деньги. Проблема в том, что зачастую это противоречит интересам и возможностям родителей, которых настойчиво убеждают в необходимости не так уж и необходимых занятий.

Как поступить? Пресс-секретарь Департамента образования города Москвы Александр Гаврилов:

— Родителям нужно помнить, что все дополнительные услуги и траты не являются обязательными, а значит, приказать родителям платить, а школьникам ходить на дополнительные занятия администрация не имеет права. Если же родитель хочет записать своего ребенка на платные занятия, школа обязана предоставить им договор, в котором должны быть указаны стоимость курса и количество занятий. Если у вас есть жалобы и претензии к руководству школ, обратитесь в департаменты образования (городской или окружной), они вышлют своих представителей на места для выяснения ситуации.

Вместо послесловия Школа – это микромодель взрослого мира, она не хуже и не лучше его. Но то, что во взрослом мире скрывается, у детей проявляется явно: взрослый в какой-то ситуации подумает и промолчит, а ребенок скажет или ударит.

Дети бывают жестокими, но не больше, чем мы, взрослые. И речь идет о небольшом проценте людей, ведь в большинстве своем мы все-таки хорошие, добрые, порядочные, и наши дети такие же. Ждать от школы и учителей чуда не стоит. Здесь ребенок готовится ко взрослой жизни, а во взрослом мире, как известно, никто не будет гладить его по голове.

Школа – это сложное учение, и не только математике и русскому, но и отношениям.

Назад