Что скрывает школа?
Факты о российском образовании
· В России 63 200 школ, в которых учатся более 15 млн. учеников.
· Только в первый класс в этом году пошли 1,3 млн. малышей.
· К 2009–2010 году 11-летнее школьное образование станет обязательным не только в Москве, но и во всей России.
· Учится большинство школьников 6 дней в неделю, но в некоторых учебных заведениях сохранилась пятидневка. Количество учебных часов – 35–36 в неделю.
· Все средние учебные заведения отвечают за освоение базовых программ. Аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ.
· Конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных заведений, включая гимназии и лицеи, запрещено с 1997 года.
· В нашей стране 1, 6 млн. учителей. Их средний возраст – 52 года
· 93% педагогов – представители слабого пола. И лишь 7% – мужчины.
Проблема вторая
Конфликт с учителем Ученикам одной из пермских школ предложили написать сочинение на тему «как соблюдаются права человека в школе». Вот выдержки из работ ребят: «Бывает, что учитель выбирает себе в классе любимчиков и «жертву» – объект бесконечных придирок, злых насмешек и наказаний». «В одном видят чудовище, а в другом – способности». «Почему-то некоторые учителя меняют свое отношение к детям из-за национальности, внешнего вида, материального положения родителей». «Некоторые учителя доходили до того, что заявляли: «Вот эта девочка мне нравится, и я поставлю ей 5, а если спросит, то помогу, а вот этот мальчик что-то не очень, пусть ни на что не надеется». Как поступить? Психолог Юлия Андреева: — Учительница часто и сама не отдает себе отчета в том, что именно ее раздражает в вашем ребенке, объясняя свою строгость к нему тем, что мальчик «несобранный, своенравный, мешает работать классу…». Возможно, в далеком прошлом такие же дети не дружили с ней, обижали ее. Или школьникам, которых она не любит, разрешают то, чего никогда не позволяли ей в детстве. Причина раздражительности может быть связана с семейными проблемами, болезнями и плохими жилищными условиями педагога. Учительница ведет урок, а у нее болит желудок, ее оскорбила свекровь, сын вчера пришел пьяный, а тут еще ученики шумят. И на случайно выбранного ребенка обрушивается буря… Родителям в такой ситуации важно выбрать верную тактику поведения. Иногда достаточно нескольких добрых слов, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Но, если учитель незаслуженно срывается на ученике, не молчите, выразите недовольство, но в нейтральной, безличной форме: «Мне не нравится, когда на моего ребенка жалуются». Поговорите с учителем о том, что ждет от него ваш ребенок: «Оцените старания сына! Он так ждет от вас похвалы!» Однако бывают ситуации, когда не педагог, а сами родители «раздувают» конфликт, незаслуженно упрекая учителя в несправедливости по отношению к ребенку. «Учитель не прощала моим детям ни малейших «промахов». Особенно, когда они делали что-то не так, как все. Классический пример второго класса: сначала купили 5 стульев и заплатили 15 рублей, а потом покупают 10 точно таких же стульев. Сколько надо денег? Ребенок пишет, что стульев покупают в два раза больше и стулья такие же, значит, и денег в два раза больше – 30 рублей. И получает «два» в журнал. Ведь сначала надо было посчитать, сколько стоит один стул! Те, кто решили задачу неправильно, тоже получили «два». И учительница даже не захотела вникать, что ребенок сам пришел к понятию пропорции и захотел свое маленькое открытие показать ей!». — К сожалению, это очень частое заблуждение заботливых родителей – идеализация собственных детей, – продолжает психолог. – Они считают их самыми лучшими, самыми талантливыми и искренне верят, что с этим согласятся все. Если учительница вдруг детей «недооценивает», родители приходят в ярость. В случае с задачей про стулья учительница дала схему: краткая запись, три действия, ответ. Дети решили по-другому. Что она думает? Что к ней проявили неуважение, не слушали ее на уроке, нахватались знаний где-то на стороне, а ее, Марью Ивановну, презирают. Вот за это им «два»! Желательно разделить в детском сознании предмет и учителя, например, физику и вредное лицо физички. Так удастся избежать многих конфликтов и разочарования в любимой науке. Проблема третья Конфликты со сверстниками Сообщество одноклассников – это непростой мир со своими законами, войти в который не всем школьникам удается быстро и легко. — Абсолютно все девочки у нас в классе пьют пиво и курят. Некоторые из них уже совсем не девочки и гордятся этим. Быть положительной просто неприлично. Если ты не куришь, не бухаешь и не бегаешь за мальчиками, ты белая ворона, а таких не любят окружающие. Чтобы выжить в этой школе, приходится быть как все, – говорит ученица девятого класса одной из московских школ. Клички, оскорбления, мелкие «подлянки» – вот далеко не все проявления агрессии, которую детский коллектив вымещает на «белой вороне». «Как-то раз сын вышел из школы с трясущимися губами, сам не свой. Проплакал весь урок от боли. Тут не шуточки – удар в пах. Сильный. Боль нечеловеческая. –«Сын, а учитель видела?» – «Ее на перемене не было, а на уроке потом ругала, что плохо пишу». Бегом к учителю. Та подвела к матери обидчика: «Разбирайтесь сами». кудрявый и резвый, пухленький (откуда такая жестокость?!). Состроил паиньку: «Мы друзья. Мы играли». Я сказала его матери: «Раз это игра, будьте готовы к тому, что получите такое же». Она испугалась: «Не надо. Простите, простите его, он у нас болен. Он так трудно развивался». Как поступить? Евгения Костенкова, школьный психолог — Когда ребенок в собственном классе становится «изгоем», это опасная ситуация, ведь у школьника могут остаться комплексы на всю жизнь или он может попытаться совершить экстремальный поступок, чтобы поднять свой авторитет в классе: напиться, пройтись по подоконнику третьего этажа, нахамить учительнице. Необходимо откровенно поговорить с ребенком или обратиться к психологу и обсудить эту проблему. Перевод ребенка в другую школу, конечно, не лучший выход из положения: ведь, если убежать от проблемы, она обязательно догонит в другой школе и в другом классе. Но иногда ничего другого просто не остается. За жизнь и здоровье детей в школе отвечает педагог. Но не стоит полностью полагаться на него: никто не позаботится о благополучии вашего ребенка лучше вас самих. Проблема четвертая Поборы Уже на собеседовании при приеме в первый класс родителям ребенка выдается список необходимых школе вещей: от моющих средств до новой техники и мебели. — В нашем округе есть школа с потрясающими педагогами, но, отдав туда малышей, мы поменяли в классе линолеум, купили жалюзи, – рассказывает Наташа, мама второклассника. – Теперь нам предстоит поменять в классе дверь, купить диван. Правда, в последнее время инициатива скинуться на что-то исходит не столько от директора или учителей, сколько от активистов родительского комитета, которые, собирая деньги на нужды класса, зачастую не учитывают финансовых возможностей большинства родителей. Однако проблема не только в руководстве учебных заведений, учителях или даже родителях, но и в самой системе школьного образования, которое постепенно переходит на платную основу. Все чаще за факультативы, второй иностранный язык в школах взимается плата. И это не противоречит закону: все дополнительные предметы, не входящие в учебный план, преподаются за деньги. Проблема в том, что зачастую это противоречит интересам и возможностям родителей, которых настойчиво убеждают в необходимости не так уж и необходимых занятий. Как поступить? Пресс-секретарь Департамента образования города Москвы Александр Гаврилов: — Родителям нужно помнить, что все дополнительные услуги и траты не являются обязательными, а значит, приказать родителям платить, а школьникам ходить на дополнительные занятия администрация не имеет права. Если же родитель хочет записать своего ребенка на платные занятия, школа обязана предоставить им договор, в котором должны быть указаны стоимость курса и количество занятий. Если у вас есть жалобы и претензии к руководству школ, обратитесь в департаменты образования (городской или окружной), они вышлют своих представителей на места для выяснения ситуации. Вместо послесловия Школа – это микромодель взрослого мира, она не хуже и не лучше его. Но то, что во взрослом мире скрывается, у детей проявляется явно: взрослый в какой-то ситуации подумает и промолчит, а ребенок скажет или ударит. Дети бывают жестокими, но не больше, чем мы, взрослые. И речь идет о небольшом проценте людей, ведь в большинстве своем мы все-таки хорошие, добрые, порядочные, и наши дети такие же. Ждать от школы и учителей чуда не стоит. Здесь ребенок готовится ко взрослой жизни, а во взрослом мире, как известно, никто не будет гладить его по голове. Школа – это сложное учение, и не только математике и русскому, но и отношениям. Назад