Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг
28.03.2024
11:27
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования


Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Российский общеобразовательный портал

Каталог общеобразовательных ресурсов

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Российский совет олимпиад школьников

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Министерство Образования и Науки РФ

Статистика
Наш опрос
Оцените наш новый сайт
Всего ответов: 196
Погода
Мини-чат
Поиск
Официальный сайт школы №6 Сланцы

Выступление на районном методическом дне

«Создание условий для реализации ФГОС второго поколения

в школе первой ступени»

на базе МОУ «Сланцевская СОШ №6»

21.03.2011

заместителя директора по УВР Финогеновой В.Н.


Методическое сопровождение введения ФГОС НОО


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения - это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим его компонентам, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта второго поколения.

Таким образом, внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения может обостриться противоречием, требующим своего разрешения: это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения.

В этом учебном году наше образовательное учреждение включилось в апробацию введения ФГОС НОО второго поколения.

Основные затруднения педагогических работников

на этапе введения ФГОС:

  • недостаточный уровень психологической компетентности педагогов начальных классов;

  • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

  • традиционный подход педагогов к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке своей деятельности;

  • отсутствие готовности педагогов к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения;

  • принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Для успешного решения этих проблем на методическом совете была поставлена цель и определены задачи.

Цель: создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Задачи:

  1. информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России; инновационными процессами в начальном образовании;

  2. содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;

  3. систематизация представлений об условиях и способах повышения качества начального образования, реализации компетентностного подхода, развития личности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей, учебной деятельности и мотивации учения;

  4. ознакомление с современными технологиями и методиками начального обучения, в том числе и с информационно-коммуникационными;

  5. формирование умений проектирования и конструирования образовательного процесса в начальной школе в соответствии с современными требованиями;

  6. содействие развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;

  7. формирование мотивации к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности учителей начальных классов.

В первую очередь, готовясь к работе по новым стандартам, в прошлом учебном году учителя Реутская Л.А., Давыдова Г.В. прошли курсы повышения квалификации в ЛОИРО «Содержание и организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения». В этом учебном году продолжили осуществлять прохождение курсов повышения квалификации, следующие педагоги Шилова И.Ю., Соловьёва О.Ю. (на базе ЛОИРО), Родионова И.П., Романова Н.Н., Федоренко Е.Е., Фёдорова В.И., Яковленкова И.С. (на базе ЛГУ имени А.С. Пушкина).

С целью приведения образовательной системы школы в соответствие с требованиями ФГОС НОО второго поколения был создан Координационный совет. В состав совета вошли заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, педагог- психолог, руководитель методического объединения учителей начальных классов, учитель информатики, учителя первых классов. Участники Координационного совета были обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения. В распоряжение участников совета был предоставлен полный пакет документов и методические материалы по работе с ним. Здесь нам помогли интернет ресурсы сайта www.standart.ru. Разработано Положение о Координационном совете, составлен план работы совета. Основные вопросы заседаний Координационного совета:

  • разработка материалов для стартовой диагностики;

  • разработка материалов для диагностики универсальных учебных действий;

  • разработка индивидуальной карты развития ребёнка;

  • разработка портфолио первоклассника;

  • разработка материалов для проведения диагностики предметных умений;

  • разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся начальной ступени общего образования и запросов родителей;

  • разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО;

  • разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • разработка программы коррекционной работы.

Были внесены изменения в план методической службы школы. Основными вопросами на заседаниях методического объединения учителей начальных классов стали вопросы по изучению педагогического, психологического, методического и материально-технического потенциала нашего образовательного учреждения. Основные темы заседаний методического объединения учителей начальных классов:

  • Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС НОО

  • Возможности современных УМК в реализации требований ФГОС НОО

  • Современные технологии обучения младших школьников при переходе на ФГОС НОО

  • Соответствие календарно-тематического планирования с требованиями ФГОС НОО

  • Программа внеурочной деятельности

  • Формирование универсальных учебных действий

  • Планируемые результаты начального общего образования

  • Оценка достижений планируемых результатов начального общего образования

На некоторых темах хочется остановиться подробнее.

Возможности современных УМК в реализации требований ФГОС НОО

Каковы новые требования к учебно-методическим комплектам для начальной школы? Какие конкретно учебно-методические комплекты готовы для обеспечения требований стандартов?

Вот общие для всех комплектов подходы к решению проблем, наиболее актуальных для современной педагогики.

  1. Содержание обучения строится с учётом трёх факторов:

  • Оптимальное общее развитие каждого школьника.

  • Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

  • Образовательные государственные нормы.

  1. Организация поисковой самостоятельной деятельности обеспечивается заложенными в содержание и в методический аппарат противоречиями, проблемами.

  2. Развитие коммуникативных способностей осуществляется в ходе реализации единой системы развития устной и письменной речи.

Особое внимание уделяется на обеспечение формирования базовых компетентностей современного человека:

  • Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

  • Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

  • Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)

  • Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкуретноспособность).

Основные современные базовые технологии обучения младших школьников

  1. Обучение на основе «учебных ситуаций»

  2. Проектная деятельность

  3. Уровневая дифференциация

  4. Информационно-коммуникационные технологии

  5. Формирование универсальных учебных действий

  6. Система оценки

Почему именно эти технологии?

  • созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;

  • обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;

  • формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;

  • формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той или иной траектории.


Содержание и организация внеурочной деятельности


Из Конвенции о правах ребёнка

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.

Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.

Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»

Достоинства внеурочной деятельности

  • Ориентированность на потребности и запросы разных субъектов – родителей, социальных партнёров

  • Выделены направления внеурочной деятельности

  • Осуществляются попытки заключения договоров для организации внеурочной деятельности

  • Представлен опыт организации клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой деятельностей в общественно-полезных и социальных практиках

Недостатки внеурочной деятельности

  • Отсутствие программ внеурочной деятельности

  • Отсутствие программ психолого – педагогического сопровождения развития учащихся на этапе начальной школы

  • Отсутствие взаимосвязей с урочной деятельностью и с другими программами

  • Отсутствие ориентации на результаты внеурочной деятельности

  • Отсутствие педагогических кадров для реализации внеурочной деятельности

Требования ФГОС НОО к внеурочной деятельности

  • Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе

  • Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС

  • Внеурочная деятельность включается в вариативную часть базисного учебного плана и на нее отводится 10 часов в неделю

  • Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения

  • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся

  • Аудиторных занятий не должно быть более 50%

  • Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты

Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся.

Социальные партнёры

  • Образовательные учреждения

  • Образовательные учреждения дополнительного образования детей

  • Детские общественные организации

  • Организации культуры и спорта

В период каникул:

  • тематические лагерные смены

  • летние школы, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей

Образовательные результаты внеурочной деятельности

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

  • Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Разработка программ внеурочной деятельности

  • Ориентация на школьников определенной возрастной группы

  • В определении содержания ОУ руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы учащихся и родителей

  • Программа состоит из пояснительной записки (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов

  • Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены занятия

  • Программы реализуются в рамках класса и в рамках свободных объединений школьников одного возраста

В целях обеспечения эффективного введения обучения в школе первой ступени в соответствии с ФГОС НОО необходимо правильно организовать образовательный процесс, используя базисный учебный план. Образовательный план состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности школьников;

  • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

  • готовность к продолжению образования в основной школе;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы.

Впервые в базисный учебный план включена рубрика «Внеурочная деятельность», на которую отводится по 10 оплачиваемых часов в каждом классе. Общеобразовательное учреждение имеет право выбирать любые предложенные направления, исходя из этого количества часов.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения подразумевают учет запросов семьи, партнерские отношения с родителями. Семилетнему ребенку трудно определить, чем он хочет дополнительно заниматься, поэтому часы внеурочной деятельности для своих детей выбирали родители.

Переход на ФГОС НОО поменял распорядок дня первоклассника, взаимодействие учебной, внеучебной, внеклассной и воспитательной работы, включая группу продленного дня. Это дает общеобразовательному учреждению возможность организовать работу детей по интересам во второй половине дня. Совместная работа школы и Дома детского творчества реализует внеурочную деятельность.

Не станет ли внеучебная деятельность дополнительной нагрузкой для учащихся? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Опыт работы с детьми показывает, что занятия интересным делом, за которым не ставят оценок, привлекают учащихся, не создают перегрузки и приносят детям пользы если не больше, то уж не меньше, чем обязательные уроки. Да и занятость младших школьников полезным делом под присмотром педагога – это очень актуальная проблема современного общества.

Анкетирование родителей дало такие результаты:


Мы только в самом начале пути. Сделаны лишь первые шаги. Успех же придёт только к тем, кто сможет на основе полного знания и понимания существа проблемы создать надлежащие условия для её решения, обеспечив единство творческого поиска и практических шагов.

Творческих Вам успехов. Спасибо за внимание.