МОУ «СЛАНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Из опыта работы учителя английского языка КЛОБУКОВОЙ Веры Михайловны
ОБРАЗОВАНИЕ: высшее, Псковский педагогический институт, факультет иностранных языков, 1984 г. ПЕД. СТАЖ : 22 года КАТЕГОРИЯ: высшая
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных программ вызвало огромный интерес у учащихся. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогиче-ская технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах: I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III – как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Акцент целей
-
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способ-ностей.
-
Подготовка личности «информационного общества». Дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить.
-
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения
-
Обучение - это общение ребёнка с компьютером. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенно-стям ребёнка.
-
Диалоговый характер обучения. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
-
Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект -субъект, объект - субъект.
-
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
-
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общение с компьютером.
-
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения как угодно велики.
Особенности содержания
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети. Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы. Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в-третьих - основную роль мо-жет играть учёт психологических принципов обучения. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Особенности содержания
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
-
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
-
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
-
индивидуальное информационное пространство;
-
тренажёр;
-
средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
-
средство подготовки текстов, их хранения;
-
текстовый редактор;
-
графопостроитель, графический редактор;
-
вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
-
средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
-
программировании, обучении компьютера заданным процессам;
-
создании программных продуктов;
-
применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
-
Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
-
Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.
-
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком. С помощью компьютера достигается идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
-
Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержанием определённого учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
-
знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
-
знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
-
владение хотя бы одним текстовым редактором;
-
первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
-
первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребёнка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet:
-
переписка - разговор со сверстниками из всех частей мира;
-
привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, храни-лищ мира;
-
интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения . Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
В своей работе использую следующие курсы:
Диск разработан специально для младших школьников и направлен на обучение ос-новным понятиям: цвет, числа, размер, форма, логика.
Программы уровня Elementary включают базовый набор слов и устойчивые словосочетания, встречающиеся в ситуациях повседневной жизни: знакомство, покупки, еда, числа, время, транспорт и другие.
-
Записав свой голос и сравнив свой вариант с эталоном, вы имеете возможность заняться отработкой произношения.
-
Программой предусмотрена функция контроля за успеваемостью: автоматически фиксируются результаты игр различных уровней сложности.
-
Система помощи позволяет получать подсказки и инструкции на разных языках.
-
Словарь программы полностью озвучен и снабжён иллюстрациями. Вы можете распечатать свой собственный словарь, чтобы иметь его всегда под рукой.
С помощью программ уровня Intermediate взрослые и дети смогут продолжить изучение иностранного языка, усовершенствовать произношение, понимание на слух устной речи, попрактиковаться в составлении предложений.
-
Курс содержит диктанты и упражнения на числа и даты, названия предметов, обиходные фразы и многое другое.
-
В программу включены занимательные игры, викторины и лотереи. Все результаты запоминаются, и по окончании игры выдаётся статистика.
-
Используя микрофон, вы можете потренировать свою речь - компьютер запишет голос и воспроизведёт тот же диалог, но с вашим участием.
-
Педагоги могут включить материал диска в учебный процесс, а игры сделать контрольными работами.
-
95 оригинальных тем.
-
Озвучено профессиональными дикторами носителями языка.
-
Практические задания разной сложности.
-
Компьютерный контроль правописания.
-
Оценка компьютером знаний по пятибалльной шкале.
-
Более 3000 слов отрабатываются в игровой форме.
-
Неограниченное количество пользователей по работе с одним курсом, раздельный учёт статистики по каждому ученику.
-
Единая интегрированная в одно целое образовательная среда.
-
Подготовка к ЕГЭ
-
893 тестовых задания по 43 темам прогрммы школьного курса
-
212 медиа-иллюстраций
-
3 режима тестирования (свободный тренинг, свободный экзамен, ЕГЭ)
-
Типовые конструкции тестовых заданий
-
Вопросы, вызывающие наибольшую сложность 104 статьи в справочнике
-
Журнал результатов
-
каталог ВУЗов России
-
Новейшая методика, базирующаяся на результатах современных открытий в области физиологии мозга
-
При специальной «тренировке» языка- СИНХРОННОМ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ- возможно восстановить утраченную способность его восприятия по схеме ОБРАЗ - СЛОВО и заговорить по-английски так же бегло, автоматически, как на родном языке!
-
Эффективный способ овладеть языком без зубрёжки и заучивания грамматических правил.
-
На диске содержится 31 урок(Lesson) на различные темы, по 10 упражнений(Drill) к каждому уроку и англо-русский словарь (64 000 слов).
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совер-шенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Конечно, проводятся постоянные наблюдения, анализ занятий, анкетирование, а также опрос учащихся, происходивший в форме беседы с целью выявления особенности воздействия информационных технологий на мотивацию, активность учащихся. Результаты показывают, что заинтересованность в получении знаний, в общении выросла, интерес к оценке немного уменьшился. Мнение родителей и друзей не так важны . Это означает , что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении иностранного языка, а более весомыми становятся мотивы внутренние. Возросла активность школьников на уроке. У учащихся появилось чувство удов-летворения от проделанной работы. Новые информационные технологии формируют, и развивают мотивацию учеников. Таким образом, использование новых информационных технологий является эффективным: создаёт комфортные условия для проведения процесса обучения, способствует повышению информационной культуры школьников, расширяет их языковую и социокультурную компетенции, изменяет в положительную сторону мотивы изучения английского языка. |