ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ХОЛМЕЕВОЙ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МУНИЦАПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СЛАНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6».
Сведение об учителе.
Холмеева Ольга Николаевна – учитель изобразительного искусства МОУ «Сланцевская СОШ №6», педагог высшей категории. Общий педагогический стаж – 15 лет, стаж работы в данном образовательном учреждении – 13 лет. В 2004 году была награждена Почетной грамотой КО и ПО за добросовестный творческий труд по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Учащиеся О.Н. Холмеевой неоднократно становились победителями различных конкурсов и олимпиад.
Теоретическое обоснование.
Актуальность:
О.Н. Холмеева на протяжении нескольких лет работала по программе Б. Неменского. Эту программу отличает целостное блоково-тематическое построение единых кругов познания в каждом году и четверти при разнообразии практической деятельности. Существует последовательность доминирующих тем, которой подчиняется логика перехода от одного урока к другому. Сквозная идея программы – связь искусства и жизни. Каждый год является новой ступенькой в познании этих связей, каждая четверть последовательно развивает и конкретизирует тему года, а каждый урок – тему четверти. Именно это и привлекло педагога в данной программе. Однако в процессе преподавания изобразительного искусства О.Н. Холмеева столкнулась с некоторыми противоречиями:
-
между творческим потенциалом учителя и рамками программы;
-
между недостаточным вниманием традиционной программы к воспитанию духовности и возможностями развития духовной культуры средствами изобразительного искусства;
-
между низким уровнем культуры, формируемыми современными СМИ, и возможностями развития нравственно-эстетического воспитания средствами художественного творчества.
В связи с этим возникла необходимость внести корректировку в действующую программу.
Ведущая идея
Создание на уроках изобразительного искусства условий для воспитания у учащихся более активной гражданской позиции, для достижения более высокого уровня духовности, для самовыражения личности каждого ребенка и педагога в процессе индивидуального и коллективного творчества.
Задачи:
-
Поиск творческих приемов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование их на уроках.
-
Формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-эстетического облика.
-
Формирование активной жизненной позиции учащихся.
-
Формирование детского коллектива по принципу: «я принимаю всех; все принимают меня».
Технология опыта.
В основе опыта работы О.Н. Холмеевой над проблемой воспитания личности на уроках изобразительного искусства лежит представление педагога о том, что негативные явления, происходящие в обществе, - результат того, что не воспитали душу, сознание; не сделали достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки; разорвали тончайшие нити, связывающие нынешнее поколение с прошлым. Поэтому педагог посчитал необходимым включение в программу Б. Неменского таких блоков, как «Домашние животные», «Мой город», «Моя малая родина», «История костюма», «Мои друзья – взрослые и дети», «Русь Православная», «Профессия дизайнер», «Книжная графика», «Я – чертежник», «Батальный жанр». Работа над этими блоками продолжается в течение 10 лет. Первые два года шел накопительный отбор теоретического и практического материала, необходимого для организации работы над выбранными темами. Именно эти годы позволили учителю определить для себя необходимость включения новых блоков в программу, выбрать технологию их преподавания и продумать условия для успешного осуществления этой работы. Следующие четыре года О.Н. Холмеева поэтапно включала новые блоки в программу Б. Неменского. Работала над внедрением методов и приемов, способствующих включению школьников в активную творческую коллективную деятельность. На данном этапе педагог успешно реализует в своей деятельности все заявленные блоки. Внутри блока материал можно расположить следующим образом:
-
Вводные уроки, где заявляется и мотивируется тема блока, происходит эмоциональный настрой с помощью зрительного ряда, музыки, стихотворений, показа слайдов, видео- мультимедиа, выставка подлинников и фотографий. Далее идёт обсуждение возможных вариантов раскрытия этой темы, выполняются эскизы, наброски.
-
Следующий цикл уроков идёт по методу поэтапных открытий, т.е. чёткое вычленение тем каждого урока, что обеспечивает постепенность, медленность втягивания учеников в осознание темы, в раскрытие через переживание её основных граней.
-
Завершающий этап. Необходимо при завершении работы видеть итог труда. Один из возможных вариантов – коллективная работа. Выполняется общий фон, компонуются и наклеиваются вырезанные изображения, выполненные на предыдущих уроках. Можно устроить выставку коллективных работ разных классов, использовать их для украшения школьных праздников и т.д.
Результаты реализации педагогического замысла.
Результатом включения О.Н. Холмеевой новых блоков в программу Б. Неменского стало следующее:
-
повысилось качество знаний учащихся по изобразительному искусству и черчению;
-
приобретенные учащимися креативные способности реализуются на других предметах и во внеурочной деятельности;
-
стало традиционным участие детей и педагога в школьных, городских и областных выставках. Отрадно, что не оставляют равнодушными такие темы, как «Мир против наркотиков», «Моя малая родина», «Война глазами детей». Работы детей отличаются индивидуальностью, эмоциональностью, эстетизмом;
-
повысилось количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования по направлению изобразительное искусство;
-
возросло количество девятиклассников, выбирающих в качестве выпускного экзамена предмет черчение. Это говорит о том, что детям не только привита любовь к изучаемой дисциплине, но и то, что учащиеся уверены в качестве полученных знаний;
-
повысился уровень толерантности при выполнении коллективных работ.
Перспективы развития.
Реализуя данную программу, О.Н. Холмеева работает над расширением блока «Моя малая родина», что связано со сложным социально-экономическим положением в городе. Одним из направлений модернизации российского образования является внедрение информационных технологий в учебный процесс, это, безусловно, заинтересовало педагога и повлекло за собой работу над созданием нового блока «Компьютерная графика».
О. Н. Холмеева помогает решать задачи, поставленные социумом перед образовательным учреждением в плане стратегии образования и воспитания патриота, гражданина, гуманиста, творца – профессионала, способного к решению творческих задач, способного найти достойное место в жизни. |