Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота
20.04.2024
01:01
Категории каталога
Мои статьи [24]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Ваше отношение к нашей школе
Всего ответов: 323
Мини-чат
Официальный сайт школы №6 Сланцы
Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы учителя математики Пуниной Т.А.

«Эффективность использования современных образовательных технологий на различных этапах урока»


Смотреть презентацию


«Главная задача обучения математике в школе - учить молодых людей мыслить»

Дьёрдь Пойа

     На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей обучения и воспитания учащихся на уроке. Проектируя цели урока необходимо исходить из потребностей государства , общества, а также потребностей ученика. Однако потребности ученика не всегда осознаются им в данный момент, они могут быть осознаны в будущем. Возникает вопрос, является ли целью то, что требуется выполнить ученику в данный момент, если это не стало его потребностью? Для того чтобы цели урока  стали целями ученика, необходимо воспитывать у него потребность в этом.

     Работая в школе учителем математики обрела опыт в том, что сегодня недостаточно использовать какую-то отдельную технологию, эффективности урока   способствует совокупность современных образовательных  технологий на различных этапах урока:

  • Проблемного обучения ИКТ
  • Уровневой дифференциации
  • Развивающего обучения
      Более подробно хотелось остановиться на двух технологиях: технологии проблемного обучения и ИКТ.

     Проблемное обучение

     Цели:

  •  Активизация мышления учащихся.
  • Формирование интереса к изучаемому материалу.

     Одним из элементов проблемного обучения является эвристическая беседа.

     При использовании эвристических бесед (с элементами проблемного обучения) учащиеся более эффективно вовлекаются в поисковую деятельность. Такие беседы в процессе обучения повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала. Метод беседы способствует приобретению учащимися таких интеллектуальных навыков, как анализ, обобщение, сравнение и др., которые обеспечивают решение эвристической задачи:

  1. примерной схема эвристического решения поставленной проблемы может выступать следующая система действий: схема эвристического решения поставленной проблемы исследовать систему компонентов проблемы;
  2. сравнить ее содержание с желаемым результатом, выяснить различия;
  3. последовательно применить операции, которые могли бы уменьшить существующее различие;
  4. продолжать последовательно применять различные алгоритмические  и эвристические операции, пока не будут найдены операции, которые срабатывают;
  5. возвратиться к первому этапу, если в результате применения операций не получилось то, что следовало найти.

     Эвристический метод обучения позволяет педагогу предоставить  учащимся больше самостоятельности и творческого поиска по сравнению с традиционными методами обучения. Однако сложность разработки эвристических уроков состоит в том, что при их разработке учитель должен учитывать:

*    общий уровень развития ученического коллектива;

*    возрастные особенности формирования креативной сферы;

*    индивидуальные особенности учащихся;

*    особенности содержания учебного материала по математике.

·         Этимологические экскурсы (Толкование математических терминов) способствуют концентрации внимания школьников всех возрастных групп как вероятный фактор ассоциаций. Например, на уроках математики можно познакомить учащихся со сведениями из истории математических слов или наоборот - дать домашнее задание объяснить какие-то математические термины.(проникновение в понятийность родного языка; пример Натуральные числа )

·         Исторические экскурсы – повышают интерес к математике, делают ее живой и увлекательной. Труд многих ученых, создавших математическую науку, становится часто примером для самостоятельного творчества учащихся и побуждает их к смелым научным дерзаниям. В 11 классе увлекательными темами по алгебре будут: «История основных формул по тригонометрии», «История открытия логарифмов», «История тригонометрических таблиц»; по геометрии: «История формул для вычисления объемов призм и пирамид», «История тел вращения», «история возникновения дифференциального и интегрального исчисления».

·         Составление опорных сигналов направлено на закрепление математической закономерности или окончательного ее усвоения, учащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Не стоит давать их в готовом виде, т.к. их использование малопродуктивно. Школьники должны составлять их самостоятельно. Индивидуальные опорные схемы должны соответствовать следующим требованиям:

1) информационная насыщенность;

2) яркость и контрастность;

3) минимум текста и графических обозначений;

4) закрепление примерами;

5) возможность текстовой интерпретации.

     Вовлечение учащихся в игру на эвристических уроках способствует свободному проявлению их творческого потенциала. Игровые приемы дают простор творческому развитию.

     Например, игра «Счастливый случай». Необязательно делать игровым целый урок, можно успешно использовать игры-пятиминутки: «Игра третий лишний», «Игра Что? Где? Когда?»

     Другой пример - игры на угадывание чисел с постановкой вопроса (из книги Ф.Ф.Нагибина «Математическая шкатулка»). В своей книге «Арифметика» Л.Ф. Магницкий привел следующий способ отгадывания двузначного числа: задумайте двузначное число, увеличьте его число десятков в 2 раза, к произведению прибавьте 5, полученную сумму увеличьте в 5 раз, а к новому произведению прибавьте сумму 10 единиц и числа единиц задуманного числа. Чтобы узнать задуманное число из результата этих действий надо вычислить 35. Учащиеся должны узнать почему так получается. (10а+с – задуманное число, тогда получается: (2а+5)5+10+с=10а+с+35).

·         Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает типовые ошибки при решении определенного класса задач, причем нередко это объясняется невнимательностью, что, как показывает опыт, не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторой части успевающих учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы на основе проблемно-поискового диалога. Стандартная же работа над ошибками создает психологический дискомфорт, поскольку не учитывает сомнения и вопросы, нередко возникающие у учащихся.

(индивидуальные консультации в классе КРО, исправь решение задачи, примера.)

Условиями формирования эвристических, креативных способностей у учащихся выступают:

*    Условия формирования эвристических, креативных способностей учащихся : положительные мотивы учения («Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться.»);

*    интерес учащихся к предмету («Как бы ни старался учитель, к каким бы методикам не прибегал, какой бы техникой не владел - повысить эффективность обучения, не вызывая у обучающихся интереса к учебному материалу, невозможно»);

*    творческая активность;

*  положительный микроклимат в коллективе;

*    сильные эмоции;

*    предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

     Американская пословица гласит:

     «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму.»

     Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе  определена  в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

 

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное  программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

    Современные информационно-коммуникационные  технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основные задачи ИКТ:

·        разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности,

·        доступ к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам  и другим источникам

     Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

*    сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

*    технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

  

     На уроках математики компьютер, интерактивная доска, голосовая система тестирования может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера, интерактивного оборудования огромны, что и определяет их место в учебном процессе. Данные устройства  можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

 

     Со времен Пифагора и Евклида выдающиеся математики всех эпох прекрасно понимали, что рисунок, схема, чертеж стимулируют воображение, интуицию ученика и являются прекрасным наглядным пособием в процессе обучения. Действительно, дети были восхищены созданием рисунка на экране и на этом уроке они были мотивированы в дальнейшей познавательной деятельности.

     Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении ученика. Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

*    прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;

*    реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

*    автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

*    технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;

*   развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

     В завершении своего выступления хочу высказаться мыслью В.О.Ключевского

     «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». 

Категория: Мои статьи | Добавил: school6-sl (12.12.2008)
Просмотров: 2568 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]