Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница
19.04.2024
15:25
Категории каталога
Мои статьи [24]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените наш новый сайт
Всего ответов: 196
Мини-чат
Официальный сайт школы №6 Сланцы
Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Саввиной Н.М.

Педагогическая мастерская «Выбор человека»

Заседание творческого объединения «Пропаганда чтения» (Научное Общество Учащихся)

Цель заседания: привести учащихся к философскому осмыслению понятия «выбор человека».
Задачи:
развивать критическое мышление учащихся;
расширять возможности анализа лексического значения слова;
воспитывать толерантность.
Оборудование:
групповая форма работы;
ИКТ (работа с презентацией);
«Зеркало мастерской» (лист ватмана);
листы для написания ассоциаций к слову и эссе;
художественные тексты (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Онегин
Спал в это время мертвым сном. 
Уже редеют ночи тени, 
И встречен Веспер петухом; 
Онегин спит себе глубоко. 
Уж солнце катится высоко, 
И перелетная метель 
Блестит и вьется; но постель 
Еще Онегин не покинул, 
Еще над ним летает сон. 
Вот наконец проснулся он 
И полы завеса раздвинул; 
Глядит - и видит, что пора 
Давно уж ехать со двора.

XXV.

Он поскорей звонит. Вбегает 
К нему слуга француз Гильо, 
Халат и туфли предлагает 
И подает ему белье. 
Спешит Онегин одеваться, 
Слуге велит приготовляться 
С ним вместе ехать и с собой 
Взять также ящик боевой. 
Готовы санки беговые. 
Он сел, на мельницу летит. 
Примчались. Он слуге велит 
Лепажа стволы роковые 
Нести за ним, а лошадям 
Отъехать в поле к двум дубкам. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому
порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет
спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..

        Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но
только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!..
(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

      Но это еще были мелочи, о которых он и думать не начинал, да и некогда было. Он думал о главном, а мелочи отлагал до тех пор, когда сам во всем убедится. Но последнее казалось решительно неосуществимым. Так, по крайней мере, казалось ему самому. Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и - просто пойдет туда... Даже недавнюю пробу свою (то есть визит с намерением окончательно осмотреть место) он только пробовал было сделать, но далеко не взаправду, а так: "дай-ка, дескать, пойду и опробую, что мечтать-то!" - и тотчас не выдержал, плюнул и убежал, в остервенении на самого себя. А между тем, казалось бы, весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений. Но в последнем случае он просто не верил себе и упрямо, рабски, искал возражений по сторонам и ощупью, как будто кто его принуждал и тянул к тому. Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать. (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Ход заседания:
1часть. Актуализация знаний.
Работа над лексическим значением слова «выбор».
  • Подбор ассоциаций к слову «выбор». Обсуждение ассоциативных рядов в группах. Выбор наиболее яркой ассоциации.
  • Представление в «Зеркале мастерской» ассоциации к слову «выбор» (1 участник от группы).
  • Словарная работа (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Словарь В. И. Даля, Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой).
2 часть. Работа с художественными текстами. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
  • Поисковая работа: как ведут себя герои в ситуации выбора? Какими художественными средствами показывают поведение и состояние героев авторы?
  • Составление кластеров «Внутреннее состояние героя».
  • Представление в «Зеркале мастерской» кластеров групп.
3 часть. Индивидуальная творческая работа.
  • Напишите эссе на тему «Выбор в жизни человека», используя ассоциации к этому слову, литературные тексты и жизненный опыт.
  • Прочитайте эссе (работа в парах) и ответьте на вопросы:
Что нового вы открыли для себя в прочитанном эссе?
Возникли ли у вас вопросы в процессе чтения? Какие?
Сумел ли автор осмыслить понятие «выбор»? Почему?
  • Обсуждение.
4 часть. Подведение итогов в «Зеркале мастерской» (коллективный синквейн «Выбор человека»).
5 часть. Комментарий творческого задания. Притча «Человек и мудрец».
Человек пришел к мудрецу и спрашивает: «Что есть жизнь?» Мудрец отвечает: «Жизнь – это вечный выбор…» Почему ТАК ответил мудрец?


ФРАГМЕНТЫ ЭССЕ УЧАЩИХСЯ

(РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЯ)

Сохранено авторское написание.

Трудный выбор.

     Нам в жизни часто приходится выбирать: работу, любовь, друга. Как не ошибиться? Мне кажется, что надо для себя составить некоторые правила выбора, может, даже назвав их универсальными.
Конечно, никогда и ни при каких условиях не надо идти на преступление, какими бы благими целями оно не диктовалось. Трагедия Раскольникова ведь именно в этом: в трудном выборе между высокой целью и страшными средствами.
Также, я считаю, что при выборе нельзя быть зависимым от мнения окружающих. Ведь Онегин понимал, что дуэль с Ленским не «красит» умного человека, но не желал при этом быть смешным в глазах общества.
Мне скоро предстоит сделать свой выбор, выбор профессии. Как бы ни сложилась потом моя судьба, это будет мой выбор. И только я буду отвечать за него.

Выбор человека.

     Онегин, Печорин, Раскольников… Такие разные и такие похожие… Как, впрочем, и все мы… Человек всегда совершает выбор: маленький и большой, трудный и радостный, правильный и пустой. Надо не бояться его совершать, иначе превратишься в «премудрого пескаря», который «жил – дрожал, и умирал - дрожал».


Мой выбор.

     Мне часто говорят: «Думай, когда что-то делаешь». Да, я согласен с этим, но часто попадаю в такие ситуации, когда надо быстро что-то выбрать. Мой жизненный опыт пока небольшой, но все равно я уверен в том, что при любом выборе самое главное – не навредить другим людям. Особенно – самым близким. Однажды я связался с плохой компанией, стал пропускать школу, грубил родителям. Отец тогда сказал: «Это твой выбор, но мы тебя из-за него не будем уважать». Как меня тогда обидели его слова, я даже хотел уйти из дома, но вовремя одумался. Как? Мы тогда изучали роман «Евгений Онегин», в котором герой убил на дуэли своего друга, молодого, романтичного, влюбленного. Онегин выбрал путь зависимого человека, зависимого от всех других, которым, в принципе, было все равно. Меня тогда так поразила эта мысль, что я такой же зависимый. Ведь прекрасно понимаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Давайте выбирать!

Давайте выбирать:
Друзей, семью, заботу,
Страну, любовь, работу.
Но надо твердо знать,
Что выбор наш возможен,
Когда мы знаем цель,
Когда наш дух встревожен,
И мы стремимся к ней.
Раскольников помочь всем людям захотел,
Понять, что сам – герой,
Но только не успел
Сказать себе: постой!
Не надо выбирать путь зла и преступленья,
Пускай почаще в нас витает дух сомненья.
А выбор будет пусть – лишь только доброта,
И в мире победит не зло, а красота…

Категория: Мои статьи | Добавил: school6-sl (27.09.2012)
Просмотров: 991 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]