- Конспект урока изобразительного
искусства в 3 классе
-
Тема года: «Искусство вокруг
нас»
-
Тема триместра: «Искусство
в твоем доме»
-
Тема урока: « Посуда у тебя
дома»
-
Цель: дать понятие о роли
художника в создании посуды.
-
Задачи: - познакомить с
посудой прошлого
-
- материалы, из которых
делают посуду
-
- дать понятие сервиза
-
- приемы украшения посуды
-
Зрительный ряд: таблицы
деревянной, глиняной, фарфоровой посуды.
Настоящая посуда из методического
фонда кабинета. Образцы детских работ
по этой теме.
-
Материалы: гуашь, кисти,
ножницы, шаблоны посуды (картон)
-
План урока:
- Вводная беседа (3мин)
-
Предъявление информации,
объяснительно- иллюстративный метод
(6мин)
-
Практическое задание, постановка
и решение проблемы. Подбор предметов
для решения поставленной проблемы. (5 мин)
- Выполнение упражнений (6 мин)
- Выполнение самостоятельного
задания (15мин)
- Вынос готовых изображений на
доску, комбинирование сервизов (5 мин)
- Подведение итогов (3 мин)
- Завершение урока (2 мин)
-
Ход урока: Сегодня
на уроке мы поговорим о посуде. Быт
человека не возможно представить без
этих предметов. Наши далекие предки
пользовались листьями, раковинами,
кусками коры, костями и др.
С незапамятных времен
дерево на Руси было самым любимым
материалом. Из него строили дома, делали
орудия труда, изготовляли предметы
домашнего обихода. Из поколения в
поколение передавались приемы обработки
дерева. Деревянная посуда- один из самых
интересных разделов народного творчества.
Посуда наших предков необыкновенно
разнообразна. Тут долбленые ковши и
точеные миски, жбаны бондарной работы
и резные ложки, братины, ендовы, кубки
и т.д. Самое почетное место на столе
занимали хлеб да соль. Соль стоила очень
дорого. Поэтому и сосуды, где она
хранилась, с особой заботливостью
украшали росписью и резьбой.
Деревянную посуду
делали повсюду. Но были и крупные центры
- в Московской, Калужской, Тверской
губерниях; Троице-Сергиев монастырь.
Много ее производилось на севере,
особенно в Кирилло-Белозерской обители.
В каждом районе преобладали свои,
местные, формы посуды и способы ее
украшения: тут - красочная роспись, там
- искусная резьба.
Еще один из распространенных и
легкодоступных материалов на Руси была
глина. Из нее делали сосуды и
подвергали их обжигу. Огонь превращал
хрупкие стенки изделий в крепкий пористый
черепок, которому не страшны ни вода,
ни химические вещества, ни самый страшный
враг вещей - время. Изделия из обожженной
глины называются керамикой. С освоением
гончарного круга глиняная посуда стала
изящной и легкой. Посуду можно украсить
лепным узором или росписью, узором,
выполненным штампиками, облить блестящей
глазурью. На месте залежей высококачественных
глин возникли гончарные промыслы,
например Гжель, Скопино, Абашево. - Посуда сделанная из глины
бывает: гончарная, майоликовая,
фарфоровая, фаянсовая. Это зависит от
состава глины и от добавок, которые в
нее вносят. В конце 19в глиняная посуда
ручной работы начинает вытесняться
фабричной. Возникаю заводы и фабрики,
выпускающие посуду большими партиями.
- Вопрос: Из каких еще
материалов может быть изготовлена
посуда?
-
(металл, стекло, пластмасса,
камень, бумага)
-
Понятие: Сервиз- полный набор
столовой или чайной посуды,
-
рассчитанный на
определенное число человек.
-
Признаки сервиза: -
одинаковый материал
-
-
одинаковая форма предметов
-
-
одинаковый декор предметов
- Задание: из предложенного
набора посуды выбрать
-
- посуду,
сделанную из дерева
-
- посуду,
сделанную из глины
-
- посуду,
сделанную из фарфора
-
- посуду,
из которой можно составить сервиз
-
Свой выбор ученики должны
объяснить.
-
Выполнение упражнений: (
Тычок, примакивание, мазок, прямая и
- волнистая
линия)
-
Упражнение выполняется разными
цветами. Распределение цветов происходит
по рядам. Например, 1ряд-красный, 2ряд-
синий, 3 ряд- зеленый.
- Выполнение самостоятельного
задания:
-
Ученики получают картонные
шаблоны посуды. Кто-то чайник, кто-то
сахарницу, кто-то чашку. Шаблоны
обводятся, вырезаются и украшаются
узором тем же цветом, что и упражнения.
- Работа на доске: ученики
каждого ряда пытаются составить чайный
сервиз на доске, выбирая наиболее
подходящие изображения. Вполне возможно,
что у какой-то группы и не получится
составить сервиз. Тогда пусть они
объяснят почему. А у другой группы может
получиться не один сервиз, а несколько.
- Подведение итогов:
Разглядываем полученный результат.
Выделяем наиболее удачные работы.
Оценивание.
- Домашнее задание: Рассмотреть
свою домашнюю посуду.
-
Принести мягкую игрушку.
|