Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота
27.04.2024
01:33
Категории каталога
Мои статьи [24]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Ваше отношение к нашей школе
Всего ответов: 323
Мини-чат
Официальный сайт школы №6 Сланцы
Главная » Статьи » Мои статьи

Методические разработки учителя истории и обществознания Беляевой М.Л. КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ, XIX ВЕК. 8 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ, XIX ВЕК

( 8- ой класс)


Учителя истории и обществознания

БЕЛЯЕВОЙ Марины Львовны


Тема урока: «НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА»

Цели урока:
  1. Выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы.
  2. Развивать навыки анализа документов, находить причинно – следственные связи.
  3. Воспитывать у учащихся умения обобщать, сравнивать, определять и объяснять понятия.



ПЛАН УРОКА:


I. Император Александр II.
II. Либерализация режима при Александре II.
III. Крестьянский вопрос.
IV. Проекты крестьянской реформы.

Новые термины и даты: редакционные комиссии, Секретный комитет, с 1858 г.- Главный комитет по крестьянскому делу.
Оборудование: (на мультимедиа)- карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.», портреты Александра II, Н.А.Милютина, Я.И. Ростовцева.
Предварительная подготовка: сообщение « Император Александр II- сын царя, воспитанник поэта».

ХОД УРОКА:


  1. Император Александр IIСообщение учащегося: « Император Александр II – сын царя, воспитанник поэта». (Показ слайдов)
  2. Либерализация режима при Александре II(беседа с учащимися):
1. - Давайте вспомним, ребята, итоги Крымской войны 1853 – 1856 г.г.
- В чём причины поражения России в этой войне?
- Выделите, на ваш взгляд, основную причину неудач России в военных действиях 1853- 1856 г.г. (Крепостное право).
- Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности - барщину, оброк, и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью барина).
- Как относился к крепостному праву император Николай I?(Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы ещё большим злом, т. к. нарушила общественное спокойствие.)
- Вспомните, предпринималась ли в России попытки отмены крепостного права? (в Латвии и Эстонии в 1816 году было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но без земли.)
- Цель нашего урока – выяснить, почему именно с вступлением на престол императора Александра II общество связывало отмену крепостного права, разобрать причины отмены и процесс подготовки реформы.
2. Давайте выясним, что позволило русскому обществу связывать решение
крестьянского вопроса с именем нового императора?
( работа с учебником):
- смягчение политического режима;
- издание новых журналов, в которых публиковали свои статьи ведущие русские писатели, публицисты и учёные – либералы – западники К.Д. Кавелин, В.Н. Чичерин, П.В.Анненков.
ВЫВОД: Неизбежность отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было непростым делом, поскольку затрагивало интересы всех слоёв общества.
III. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС,
Итак, разберём чётко причины отмены крепостного права (фронтальная работа):
А) Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
Приведу описание крестьянского труда: « Придёт крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, ему не дело делать, а день убить».
- Объясните такое отношение крестьян к барщине. ( Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщинной запашки доставался помещику.)
Б) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих.
В) Крепостное право – угроза общественного спокойствия. ( Приведу цифры – первая четверть XIX века – 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX века – 1089 крестьянских волнений.)

Работа с документом « Из отчёта III отделения»: « Вообще, крепостное состояние – есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».
- Как вы понимаете слова отчёта III отделения? ( Любое волнение могло превратиться в крестьянскую войну против верховной власти при поддержке армии, состоявшей в большинстве из крестьян, набранных по рекрутскому набору).
Г) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства (Его могли подарить, продать, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков и проиграть в карты.)

Д) Крымская война (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащённых европейских держав. И причиной этого было крепостное право).

ВЫВОД: Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.






-Выясним, что же сам вошедший на престол новый император Александр IIговорил о крепостном праве.
Работа с документом
Речь Александра II, произнесённая им 30 марта 1856 года перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства.
« Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками , к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
- Почему Александр II считает отмену крепостного права необходимой?
- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить « свыше, нежели снизу»? ( По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже – к революции.)

ВЫВОД: Было ясно, что « и низы, и верховная власть» признают необходимость крестьянской реформы. При этом главная опора власть- дворянство оставалось в своём большинстве противником подобной реформы.

  1. Проекты крестьянской реформы.
    1. – Правительство желало, в первую очередь, узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. Именно от помещиков ждали инициативы в деле подготовки реформы. В ответ Александр II издал
________________________________________________________________
Запись на доске и в тетради:
Рескрипт генерал – губернатору В.И. Назимову о разрешении создать в каждой
Губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.
Рескрипт – письмо монарха к поданному.
____________________________________________________________________
В течение 1858 года рескрипты были даны и остальным губернаторам и
Губернские комитеты начали свою работу.
    1. Работа с учебником (ДК- 2004, &20, стр.124-126).
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ – СХЕМЫ

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

Обязанности

Государственный Совет,

Секретный комитет с 1858г. Главный комитет по крестьянскому вопросу.

Завершение обсуждения проекта закона

Редакционные комиссии (председатель – Я.И Ростовцев.)

Внесение поправок и изменений в проект

Губернские дворянские комитета об улучшении быта помещичьих крестьян

Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона.




    1. Презентации учащихся: « Председатель Редакционных комиссий – Я.И. Ростовцев», « Н.А. Милютин».
Беседа с учащимися:
- Обсуждение каких вопросов при отмене крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? ( Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать потерю части земли.)

Таким образом, можно выделить два ключевых слова – проблемы, вокруг которых шли горячие споры: земля и выкуп.
Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оборочная) преобладала в нечернозёмных и чернозёмных губерниях?
( В нечернозёмных - оборочная, в чернозёмных – барщинная).
- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землёй?
( в нечерноземных – положительно; в черноземных – отрицательно).
- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли?
( Помещики нечернозёмных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождённых крестьян», т.к. земля стоила недорого.
Помещики чернозёмных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае, если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т. е. за самих крестьян.)

Запись на доске и в тетради:
Проекты освобождения крестьян:
А) в чернозёмных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);
Б) в нечернозёмных губерниях (освобождение с землёй, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

    1. Дайте характеристику экономического и политического положения Российской империи на момент вступления на Российский престол Александра II? Какие проблемы встали перед новым императором?
    2. Почему первые годы правления Александра II названы современниками « оттепелью»?
    3. Каковы были главные причины отмены крепостного права?
    4. ТЕСТОВАЯ РАБОТА:
Из приведённых ниже высказываний определите, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечернозёмных, и тем, и другим.

а) одни желают уплаты за освобождаемых крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.
б) другие желают уплаты за крестьян и прикрепления и к месту не для обеспечения их быта, а для того только, чтобы рабочие силы находились у помещика под рукой.
в) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т.е. в период срочнообязанного положения , а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.
г) Четвёртые домогаются, чтобы крестьяне навсегда землёю только пользовались.
д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же общего обязательного выкупа, видя в этом, исход всего вопроса самый простой и удобный.
е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новую жизнь постепенно, приучаясь мало- помалу к новому порядку вещей.
( Ответы: нечернозёмные: д),е); чернозёмные: а)б) в), г).)


  1. ИТОГИ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК В ЖУРНАЛ.
  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Учебное пособие, & 19 и вопросы 1.3.4 в конце параграфа, & 20, до стр.126 и вопрос 1 в конце параграфа.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ:



  1. ДАНИЛОВ А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2006.
  2. Колганова Е.В. Поурочные разработки по истории России XIX век, 8 класс. – М.: Вако, 2004.
  1. Лейбенгруб П.С. Изучение истории в 8 классе – М.: Просвещение, 1999г.
  1. Юрганов А.Л. История России, XIX век, М.: Просвещение, 2003.
Категория: Мои статьи | Добавил: school6-sl (27.09.2012)
Просмотров: 4346 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]